ОПЕК+ неделю не могут договориться по добыче нефти. Ждем баррель по $100?
5 июля страны ОПЕК+ уже в третий раз не смогли согласовать условия повышения добычи нефти с августа. Мировые рынки застыли в неопределенности, а цены на углеводороды уверенно ползут вверх из-за угрозы тотального дефицита. Объясняем, почему это происходит и кто выиграет, если стоимость нефти перевалит за $100.
Зачем нужно согласовывать добычу?
Страны ОПЕК+ обязаны это делать по условиям сделки от 1 мая 2020 года. Ее заключили для восстановления рынка после нефтяного кризиса, начавшегося в марте из-за пандемии COVID-19 и спора России и Саудовской Аравии.
• Договор действует до 1 мая 2022 года. Он предусматривает сокращение добычи нефти в на 9,7 млн баррелей в сутки (б/с) с последующим постепенным наращиванием.
• Объемы сокращения отсчитываются от базового уровня добычи. Для России и Саудовской Аравии его установили в размере 11 млн б/с. Для остальных — уровень добычи на октябрь 2018 года.
• ОПЕК+ регулярно собирается, чтобы корректировать объемы и сроки восстановления добычи в зависимости от ситуации в мире. Таким образом альянс контролирует цены на нефть во время пандемии и по мере выхода из нее.
Почему они снова не могут договориться?
Соглашение об очередном повышении квот на добычу нефти блокируют ОАЭ. Из-за непримиримой позиции Абу-Даби переговоры сорвались уже трижды. Последнее заседание, которое должно было пройти 5 июля, и вовсе не состоялось.
• Россия и Саудовская Аравия уже согласовали основные параметры договора. Предполагается увеличить добычу нефти на 2 млн б/с до конца 2021 года (на 400 тыс. б/с в месяц) и продлить сделку ОПЕК+ на весь 2022 год.
• ОАЭ не хотят продлевать соглашение на прежних условиях. Абу-Даби требует увеличить его базовую добычу с 3,16 до 3,8 млн б/с, мотивируя это тем, что сделка не дает ему задействовать модернизированные производственные мощности и тормозит экономический рост. Принятие условий позволит ОАЭ нарастить добычу больше, чем остальные участники ОПЕК+.
• Газета The Wall Street Journal со ссылкой на саудовских чиновников пишет, что настоящей причиной разногласий стал тлеющий политический конфликт между Саудовской Аравией и ОАЭ из-за разных взглядов на будущее региона.
• Издание отмечает, что ОАЭ заключили мирный договор с Израилем без одобрения Саудовской Аравии. В то же время Эр-Рияд поторопился снять блокаду с Катара и отказался давать госконтракты зарубежным фирмам, что ударило по эмиратским бизнесменам.
Что будет, если ОПЕК+ не договорятся?
Участники соглашения не будут повышать добычу. Проблема в том, что сейчас рынок нефти восстанавливается от пандемии и переживает стремительный рост спроса. Вместе с тем ОПЕК+ продолжает придерживать добычу, и это уже создало небольшой дефицит на рынке. Сохранение текущих параметров чревато усилением дефицита и ростом цен на углеводороды.
• Международное энергетическое агентство прогнозирует, что к концу года спрос на нефть в мире увеличится на 5,4 млн б/с, а в 2022 году выйдет на докризисный уровень.
• По оценке ОПЕК, в первом квартале 2021 года на рынке наблюдался дефицит в 280 тыс. б/с. Если альянс оставит добычу на прежнем уровне, то в августе он подскочит до почти 1,5 млн б/с, а в конце года увеличится еще до 2,2 млн б/с.
• Рынок уже реагирует на неурядицы в ОПЕК+. Аналитики рассчитывали, что альянс увеличит добычу на 500 тыс. б/с, а трейдеры делали заказы исходя из этой цифры. Когда стало ясно, что договоренностей не будет, стоимость марки Brent превысила $77 за баррель — впервые с 2018 года.
• Если переговоры продолжат висеть в воздухе, то к сентябрю цены на нефть могут достичь $80 за баррель, говорят аналитики банка UBS. При этом они будут способны взлететь еще выше и преодолеть отметку в $100.
Кому это будет выгодно?
На бумаге нефть по $100 выглядит как приток легких нефтедолларов в казну России, но это лишь одна сторона монеты. На другой нас ожидают повышение инфляции, ускорение роста цен на продукты и товары и прочие «прелести» дорогих углеводородов. Цены на бензин, конечно же, тоже вырастут.
Как ни парадоксально, но другие страны ОПЕК+ тоже не заинтересованы в росте цен. Им выгоднее держать их сбалансированными, — чтобы реагировать на потенциальное падение спроса из-за новых вспышек COVID-19 и держать конкурентов подальше от рынков.
• Канадский банк RBC Capital Markets считает, что России комфортна цена в $72 за баррель, Саудовской Аравии — $77, а ОАЭ — $65. Именно столько им нужно, чтобы сводить свои бюджеты.
• Если ОПЕК+ не сможет покрыть мировой дефицит, то это станут делать его конкуренты. Самая очевидная опасность исходит от американских сланцевиков, которые повышают добычу, как только цены на углеводороды начинают расти.
• Иран — еще одна темная лошадка. Он обладает большими запасами углеводородов, но вывести их на рынки ему не дают американские санкции. Если Вашингтон и Тегеран договорятся, то он сможет добавить более 1 млн б/с, покрыв половину прогнозируемого дефицита.
━━━━━
Виталий Рюмшин