Дмитрий Саватеев/Wikimedia Commons
Дмитрий Саватеев/Wikimedia Commons

Пассажир самолета выпустил аварийный трап, чтобы спастись от духоты. Он герой или хулиган?

«Необходимо было открыть основные двери, чтобы устроить сквозняк. Ведь там получилась газовая камера»

11 июля в аэропорту Шереметьево из-за духоты один из пассажиров рейса Москва-Анталия открыл люк самолета и выпустил аварийный трап. Авиакомпании «Россия» пришлось задержать рейс почти на четыре часа и пересадить всех пассажиров на другой самолет. Теперь с мужчины, который хотел спасти людей от жары, собираются взыскать несколько миллионов рублей. Вместе с членом Общественного совета Ространснадзора по гражданской авиации Олегом Смирновым разбираемся, прав ли пассажир и на чьей стороне будет суд.

Что случилось?

Пассажир рейса Москва-Анталья выпустил аварийный трап после того, как борт остался без работающей системы кондиционирования. На духоту стали жаловаться и другие пассажиры рейса, в том числе мать с грудным ребенком. После выкинутого аварийного трапа перевозчику пришлось эвакуировать весь борт и задержать на рейс почти на четыре часа.

Telegram/Mash

Как выяснилось позже, инициатором инцидента стал 42-летний преподаватель консерватории Владимир Кузнецов. Мужчина рассказал Life Shot, что в салоне была «сауна», а из кондиционеров дул теплый воздух.

У людей паника, у стариков прихватывает сердце, матери с детьми сильно кричат. Я опять пошел искать бортпроводника, потому что я уже сам начинаю терять сознание. Я продолжаю идти дальше, у меня начинается сильное помутнение разума и потеря сознания. Я начинаю падать и опираюсь как раз на аварийный выход. Дверь открылась.

Владимир Кузнецов, Пассажир рейса, открывший дверь

Теперь авиакомпания «Россия» хочет взыскать с Кузнецова понесенные убытки, а следователи проверяют действия экипажа самолета и пассажира.

Почему на борту была «сауна»?

По расписанию вылет планировался в 2:20 ночи, когда средняя температура за бортом была около 25°C, поэтому жару вызвало не пекло от солнца.

Как пишет профильное издание Frequentflyers, для рейса выбрали борт EI-XLF 2000-го года выпуска, на котором изначально не работала вспомогательная силовая установка (ВСУ) — двигатель, с помощью которого «питаются» системы кондиционирования, пока основные двигатели не запущены. В случае неисправной ВСУ самолеты могут перемещаться только между аэропортами, в которых есть наземные источники воздушного запуска (Шереметьево входит в их число).

После источника воздушного запуска на борту включаются основные двигатели. По данным издания, время с момента прекращения работы наземного источника питания до запуска главных двигателей внепланово растянулось до двадцати минут (по первоначальным данным, пассажиры просидели в жаре более двух часов). В этот период службы аэропорта пытались заново запустить наземные источники, но после очередной неудачи отправились за новыми.

Именно во время этой заминки, когда кондиционеры лишились источника питания, температура на борту поднялась, после чего пассажирам стало нехорошо и Владимир Кузнецов решил открыть аварийный люк.

Мог ли пассажир поступить иначе?

Заслуженный пилот СССР Олег Смирнов уверен, что Владимир Кузнецов «поступил как настоящий джентльмен». Однако специалист по гражданской авиации поясняет, что в теории пассажиры не имеют права использовать оборудование самолета для аварийных ситуаций.

Аварийный выход предназначен для того, чтобы покинуть борт как можно быстрее в случае пожара, дыма и других внештатных причин. Он включает не только аварийный люк, но и автоматическое надувание трапа, по которому пассажиры могут комфортно добраться до земли. Однако пассажиры не имеют права пользоваться таким оборудованием самолета — ни в одной рекомендации нет об этом информации. Потому что это прямая обязанность специально обученных людей.

Олег Смирнов, Член общественного совета Ространснадзора по гражданской авиации, заслуженный пилот СССР

Когда Владимир Кузнецов собирался открыть люк, он не знал о том, что после надуется аварийный трап. «Он открывал его с мыслью запустить в салон кислород, после чего просто сработала автоматическая система. Если бы он знал наперед, то вряд ли бы это сделал», — уверен Олег Смирнов.

При соблюдении всех правил пассажиры могли потребовать от бортпроводников передать сообщение о духоте капитану воздушного судна, который после должен был распорядиться о срочном решении ситуации.

Вместо того, чтобы спасти своих пассажиров, капитан мало того что не доложил об обстановке, но и самоустранился от ситуации. Также он знал, что ВСУ не работает и поэтому понимал, что за бортом больше 25°C — в таких условиях в закрытом самолете можно задохнуться.

Олег Смирнов, Член общественного совета Ространснадзора по гражданской авиации, заслуженный пилот СССР

За что авиакомпания требует с Кузнецова миллионы?

Авиакомпания собирается взыскать с пассажира рейса Москва-Анталия понесенные убытки, которые сложились из «задержки рейса, замены воздушного судна на резервное и замены аварийного трапа на второй левой двери», сказано в сообщении пресс-службы.

Сумма иска пока не озвучивается, но эксперты оценивают ее от нескольких сотен тысяч рублей до миллионов. Для окончательного определения понадобится анализ всех обстоятельств — от того, в каком положении находилась ручка люка (если его так легко открыли) до работы системы кондиционирования и принятия решений экипажем судна.

Член общественного совета Ространснадзора считает, что суд примет решение в пользу пассажира.

Суд вправе спросить с авиакомпании, почему они не проинформировали пассажиров о том, что произошла аварийная ситуация с наземными источниками, из-за которых перестали работать кондиционеры. Необходимо было открыть основные двери, чтобы устроить сквозняк. Ведь там получилась газовая камера, при наших-то египетских температурах.

Олег Смирнов, Член общественного совета Ространснадзора по гражданской авиации, заслуженный пилот СССР

Также в распоряжении суда окажутся записи из салона, на которых четко слышно, как люди в отчаянии просят о помощи: «Документ с записями довольно сильный для предоставления в суд», — уверен Олег Смирнов.