Koshu Kunii/Unsplash
Koshu Kunii/Unsplash

В США развернулась новая идеологическая война — и снова из-за расизма

В центре противостояния — «марксистская» теория, утверждающая, что Америку построили на рабстве и угнетении

Американцы ожесточенно спорят из-за критической расовой теории — направления, изучающего влияние расизма на современное общество США. Консерваторы нацелились на полный запрет теории, прогрессисты считают, что их оппоненты хотят таким образом выбелить историю. И обе стороны никак не могут определиться, кто из них больший расист. Объясняем, в чем суть дискуссий.

Что такое критическая расовая теория?

Критическая расовая теория (КРТ) — это направление академической мысли, которое возникло в США в 70-80 гг. прошлого века. КРТ фокусируется на юридической стороне вопроса и включает в себя элементы марксизма, феминизма, критической теории и т.д.

Представители течения настаивают, что термин «раса» — это социальный конструкт, а не отражение реальности. Иными словами, людей разделили на «черных» и «белых» не из-за биологических особенностей, а чтобы закрепить доминирование одних (белых) и угнетенное положение других (черных).

Процесс «обретения» расы они считают искусственным и называют его расиализацией. Она проходит через социальные взаимодействия — группе людей приписывают определенные свойства и повторяют их, тем самым постепенно навязывая конструкт.

По мнению «критических расистов», вся история США основана на воровстве земли и угнетении рабочей (рабской) силы. Поэтому расизм — неотъемлемая характеристика американских институтов и государственных структур. Чтобы избавиться от него, недостаточно наказывать отдельных людей. Нужно менять систему.

Все тот же расизм, только наоборот

Противники теории в лице республиканцев и консерваторов видят в ней враждебную «марксистскую доктрину», призванную разделить американское общество по национальному признаку (белые против остальных) и уничтожить США как нацию. Особенно сильно они возражают против преподавания ее в школах — именно этого консерваторы и хотят добиться, развернув свою кампанию.

Бывший президент США Дональд Трамп назвал КРТ «извращенной доктриной», которая «абсолютно чужда всему, чему нормальные американцы любого цвета кожи хотят научить своих детей»: «Преподавание этих разрушительных идей хотя бы одному ребенку граничит с психологическим насилием. Одурманивание поколений детей этими экстремистскими идеями не просто аморально — это программа национального суицида».

Сенатор-республиканец Тед Круз заявлял, что главная цель теории — настроить американцев друг против друга: «Критическая расовая теория пропагандирует нетерпимость. Это ложь, такая же расистская, как и куклуксклановцы в белых балахонах».

Колумнист The Wall Street Journal Джейсон Райли напомнил, что из-за пандемии COVID-19 многие школьники 4-8 классов в США не обладают должными навыками счета и чтения: «Когда кто-то спрашивает меня про критическую расовую теория, на ум сразу приходит эта статистика. Что для нас в приоритете: учить детей математике и чтению или превращать начальные школы в тренировочные лагеря по социальной справедливости?»

Не расизм, а осмысление расизма

Прогрессисты и демократы отвечают критикам тем, что КРТ призвана рассказывать о расизме в США и осмыслять его. По их мнению, консерваторы выдумали проблему на пустом месте, ведь теорию не преподают в общеобразовательных школах.

16 июня ряд образовательных организаций написали открытое письмо (сейчас под ним стоят подписи 136 групп), где раскритиковали попытки запретить изучение КРТ: «Эти законы нарушают право преподавателей учить и право студентов учиться. У этих попыток есть ясная цель — подавить обучение и изучение роли расизма в истории США».

Одна из основательниц теории Кимберли Креншоу сказала изданию Vox, что КРТ — это способ взглянуть на историю расизма в США и понять, к каким последствиям она привела: «Невозможно исправить проблему, о которой нельзя говорить. Расизм — это проблема в США, а консерваторы не хотят, чтобы мы о ней говорили, потому что им это некомфортно».

В свою очередь колумнист издания The New York Times (NYT) Мишель Гольдберг усомнилась в том, что теорию преподают в общеобразовательных школах, и не увидела в ней опасности: «Это похоже на кампанию против сексуального воспитания, когда консервативные активисты использовали избирательный подход и рассказывали страшные истории, чтобы дискредитировать всю инициативу».

Что сейчас происходит с теорией?

С подачи консерваторов власти многих штатов стали запрещать преподавание критической расовой теории на законодательном уровне. В основном, этим занимаются «красные» штаты, которые контролируют республиканцы.

В настоящий момент подобные инициативы выдвинули власти 26 штатов. В восьми КРТ запретили на законодательном уровне, еще в четырех преподавание ограничили министерства или другие органы. В семи законопроекты отозвали или отложили на неопределенные срок, остальные штаты все еще рассматривают их.

Телеканал NBC news посчитал, что по всем США сейчас действуют порядка 165 местных и общенациональных связанных с консерваторами организаций, которые срывают учебные занятия по расе и гендеру. Против КРТ также выступают родители и некоторые студенты, подающие в суд на свои учебные заведения.

Опрос журнала The Economist показал, что большинство американцев (58%) негативно относятся к критической расовой теории. При этом хорошо информированы о ней только 26%.

Президент США Джо Байден предпочитает абстрагироваться от споров, хотя негласно поддерживает сторону прогрессистов. 25 июня он подписал указ о разработке программ по продвижению инклюзивности и разнообразия в федеральных ведомствах. В указ вошло и положение о проведении тренингов по ключевым положениям КРТ (сама теория при этом нигде не упоминалась).

Почему на критическую расовую теорию обратили внимание только сейчас?

Можно с уверенностью сказать, что нынешнее критическо-расовое противостояние — логическое продолжение протестов движения Black Lives Matter летом прошлого года. Во время беспорядков активисты не только требовали социальной справедливости, но и сносили памятники неугодных им исторических личностей. Похоже, теперь консерваторы решили отплатить им той же монетой.

Первый «выстрел» новой войны произошел еще в 2019 году, когда журналистка NYT Николь Ханна-Джонс представила «проект 1619» — серию статей о расизме в США, приуроченную к 400-летию прибытия первых рабов в Америку. Активисты отнеслись к проекту благосклонно, зато историки разгромили его, указав на многочисленные ошибки и передергивания исторических фактов.

Непосредственно на КРТ первым обратил внимание консервативный активист Кристофер Руфо в июле 2020 года. Он опубликовал в Twitter планы тренингов для белых сотрудников города Сиэттл, где тех призывали отказаться от своей «белости» и признать, что они угнетатели.

В сентябре 2020 года президент Дональд Трамп запретил проводить подобные тренинги в федеральных структурах, чтобы не «одурманивать госслужащих вредными и разделяющими идеологиями, основанными на расе и половой принадлежности».

После инаугурации в январе Джо Байден отменил указ Трампа, но республиканцы успели воспользоваться ей, чтобы начать продавливать свои инициативы на местах. О «проекте 1619» они тоже не забыли — теперь его прочно ассоциируют с КРТ и запрещают наряду с ней.

━━━━━

Виталий Рюмшин