Ан-225 и «Буран» / Wikimedia Commons
Ан-225 и «Буран» / Wikimedia Commons

Мечта о «Мрии»

У Союза в 80-е была мечта: создать многоразовый космический корабль, систему «Энергия-Буран». Под нее нужен был и самолет — ВМ-Т «Атлант», который можно увидеть воочию на МАКС-21

В последние дни разворачивается дискуссия о статье Президента России «Об историческом единстве русских и украинцев». Казалось бы, как Black Science может высказаться на тему? Но у нас есть нерегулярная рубрика, в которой мы восхищаемся великими достижениями рук человеческих. И есть одно такое выдающееся достижение, символично называющиеся «Мрия», что на украинском означает «мечта».

У Союза в 80-е была мечта: создать многоразовый космический корабль. Речь про систему «Энергия-Буран», конечно же. Под нее нужен был и самолет. Во-первых, нужно доставлять огромные детали на космодром. Во-вторых, сам челнок нужно перевозить с аэродромов посадки на космодром.

Но для этого подошел бы и существующий и крупнейший на тот момент самолет Ан-124 «Руслан». А практически для целей программы использовался модифицированный из стратегического бомбардировщика 3М самолет ВМ-Т «Атлант». Если на днях посетите авиасалон МАКС-21 в Жуковском, то сможете воочию его увидеть с огромным баком на спине в самом конце статической экспозиции.

Самолет Ан-124 «Руслан» / sun9-77.userapi.com
Самолет Ан-124 «Руслан» / sun9-77.userapi.com
Самолет ВМ-Т «Атлант» / Vitaly V. Kuzmin / Wikimedia Commons
Самолет ВМ-Т «Атлант» / Vitaly V. Kuzmin / Wikimedia Commons

Но в перспективе планировалось и третье использование самолета: воздушный старт. Челнок мог бы стартовать прямо со спины самолета. Для этого потребовался бы самолет, которого еще человечество не видело. Да и деталей ракет он за раз мог бы больше отвезти.

Вся мощь Министерства авиационной промышленности всего Союза напряглась и помогла, находящимся на территории УССР Киевскому механическому заводу и ОКБ имени О. К. Антонова создать «Мрию». Самый грузоподъемный самолет за всю историю.

Он и самый большой, не считая некоторых экстравагантных двухфюзеляжных самолетов и гидросамолетов эксцентричных авиаторов.

Боинг 747, например, самый крупный из тех, что мы можем встретить в аэропорту довольно регулярно, более чем на 7 метров короче и на 20 метров меньше в размахе крыла.

Ан-225 «Мрия» это:

Размах крыла – 88,4 м, а длина самолета – 84 м. Замызганное сравнение, но это почти длина футбольного поля. Высота – 18,2 м. Это высота хрущевки. Самолет высотой с дом.

Шесть могучих двигателей Д-18Т произвели на заводе «Мотор Сич», который ныне погряз в перепродажах и судах. Кстати, «запорожцы». Ведь в Запорожье двигатели и спроектированы и сделаны.

32 колеса в шасси.

Шесть двигателей Д-18Т / Wikimedia Commons
Шесть двигателей Д-18Т / Wikimedia Commons
32 колеса в шасси — на салоне в Ле-Бурже-1989 / Wikimedia Commons
32 колеса в шасси — на салоне в Ле-Бурже-1989 / Wikimedia Commons

Грузовой отсек в длину 42 метра. Туда поместится 80 легковушек. Грузоподъемность — 250 тонн. Столько земляники собрали фермеры Ставрополья к концу июня этого года.

На 70% успели завершить второй самолет. Но Союз распался. И вот уже более 30 лет о достройке второй «Мрии» на доставшихся Украине заводах и КБ только разговаривают.