BT Image/Shutterstock
BT Image/Shutterstock

Токио-2020: Олимпиада, которая оказалась меньше всего нужна самим японцам

Экономические потери, громкие скандалы и COVID-19. Против Олимпийских игр сейчас практически вся Япония

23 июля состоится церемония открытия Олимпийских игр-2020. Соревнования должны были пройти в прошлом году, но из-за пандемии их перенесли на год вперед. Игры пройдут без зрителей и с жесткими ограничениями, но кажется, это не единственная причина, почему сами японцы больше всех недовольны Олимпиадой. Давайте разбираться.

Страна понесет экономические потери

Агентство Associated Press подсчитало, что официальные затраты на Олимпиаду должны были составить $12,6 млрд, однако в итоге общая смета выросла больше чем в два раза и составила $28 млрд.

Организаторы могли отбить часть денег за счет продажи билетов (планировалось продать 9 млн билетов на $800 млн), но это у них уже не получится — Олимпиада пройдет без зрителей. В июле сообщалось, что из-за вспышки коронавируса в столице введен режим чрезвычайного положения, который будет действовать на протяжении всех соревнований. Общие потери от Олимпийских игр могут составить около $22 млрд — это доходы от туризма, половина роста внутреннего потребительского спроса, а также долгосрочная выручка, связанная с Играми.

Потери, которые страна понесет от Игр, составят менее 1% ВВП Японии, в перспективе часть из них удастся отбить. Однако более заметные последствия страна почувствует, если Олимпиада приведет к росту случаев коронавируса — локдаун неизбежно приведет к замедлению экономики. 22 июля COVID-19 подтвердился у 91 человека, связанного с проведением Игр — и это касается только организаторов и спортсменов, строго соблюдающих антиковидные меры.

Олимпиада еще не началась, но уже сопровождается обилием скандалов

• Неудачная шутка о Холокосте

Директор церемонии открытия Олимпийских игр Кентаро Кобаяси был вынужден покинуть свой пост из-за неудачного юмористического выступления в 1998-м году. Тогда Кобаяси входил в состав комедийного дуэта и в одном из выступлений он предложил «поиграть в Холокост», разбрасывая человечков из бумаги.

Видео попало в сеть, быстро набрало популярность и вызвало недоумение у публики. Кобаяси принес свои извинения за случившееся и добровольно покинул пост.

• Буллинг детей с ограниченными возможностями

Композитор церемонии открытия Олимпиады Кэйго Оямада также подал прошение об отставке. Причиной стало его интервью 1994 года, в котором музыкант признался, что еще будучи школьником нередко издевался над своими одноклассниками с ограниченными возможностями. Рассказывая о своих поступках, Оямада смеялся, из-за чего японцы пришли в бешенство и призвали отстранить его от участия в мероприятии.

Организаторы Игр пообещали не использовать композиции Оямады на церемонии открытия и принесли свои извинения за то, что наняли музыканта.

• Сексизм и фэтшейминг

Еще в феврале 2021 года в отставку подал глава Оргкомитета Игр Ёсиро, который допустил неосторожные высказывания о том, что увеличение числа женщин в спортивных комитетах и федерациях приводит к затягиванию их заседаний.

В марте свой пост покинул креативный директор Игр Хироси Сасаки, предлагавший номер во время церемонии открытия, в ходе которого актриса и модель plus size Наоми Ватанабэ должна была спуститься с неба в образе свиньи.

Японцам не нужна Олимпиада...

Общественные опросы показали, что 83% японцев не хотят, чтобы Игры проводились этим летом, а 43% опрошенных и вовсе желают полной отмены Олимпиады. Люди уверены, что проводя такое масштабное мероприятие, власти подвергают опасности заболевания обычных людей. Поддерживают проведение Олимпийских игр-2020 лишь 14% населения страны.

40 городов Японии отказались принимать спортсменов, а Ассоциация практикующих врачей Токио заявила, что Япония может испытать колоссальные проблемы, если Олимпиада вызовет вспышку заболеваемости и смертности.

… и большим брендам тоже

Главы трех ведущих бизнес-ассоциаций Японии отказались посещать открытие Игр. Бойкот выразили и главы Panasonic, Fujitsu, NEC, телекоммуникационной компании NTT и инвестбанка Nomura.

Toyota также отказалась от телерекламы, связанной с Олимпийскими играми в Токио. «Олимпиада стала событием, по поводу которого в обществе нет понимания», — пояснило руководство компании.

В июне этого года спонсоры Олимпийских игр наняли консультантов, чтобы оценить возможный ущерб, связанный с проведением соревнований во время пандемии. По данным издания Financial Times, всего спонсоры выделили более $3 млрд на проведение Олимпиады.

Впрочем, иностранные компании в основном не меняют своих маркетинговых планов — опрошенные The New York Times рекламодатели признаются, что игнорировать столь крупное событие с такой большой аудиторией — «не вариант».

━━━━━

Никита Прунков