Токио-2020: Олимпиада, которая оказалась меньше всего нужна самим японцам
23 июля состоится церемония открытия Олимпийских игр-2020. Соревнования должны были пройти в прошлом году, но из-за пандемии их перенесли на год вперед. Игры пройдут без зрителей и с жесткими ограничениями, но кажется, это не единственная причина, почему сами японцы больше всех недовольны Олимпиадой. Давайте разбираться.
Страна понесет экономические потери
• Агентство Associated Press подсчитало, что официальные затраты на Олимпиаду должны были составить $12,6 млрд, однако в итоге общая смета выросла больше чем в два раза и составила $28 млрд.
• Организаторы могли отбить часть денег за счет продажи билетов (планировалось продать 9 млн билетов на $800 млн), но это у них уже не получится — Олимпиада пройдет без зрителей. В июле сообщалось, что из-за вспышки коронавируса в столице введен режим чрезвычайного положения, который будет действовать на протяжении всех соревнований. Общие потери от Олимпийских игр могут составить около $22 млрд — это доходы от туризма, половина роста внутреннего потребительского спроса, а также долгосрочная выручка, связанная с Играми.
• Потери, которые страна понесет от Игр, составят менее 1% ВВП Японии, в перспективе часть из них удастся отбить. Однако более заметные последствия страна почувствует, если Олимпиада приведет к росту случаев коронавируса — локдаун неизбежно приведет к замедлению экономики. 22 июля COVID-19 подтвердился у 91 человека, связанного с проведением Игр — и это касается только организаторов и спортсменов, строго соблюдающих антиковидные меры.
Олимпиада еще не началась, но уже сопровождается обилием скандалов
• Неудачная шутка о Холокосте
Директор церемонии открытия Олимпийских игр Кентаро Кобаяси был вынужден покинуть свой пост из-за неудачного юмористического выступления в 1998-м году. Тогда Кобаяси входил в состав комедийного дуэта и в одном из выступлений он предложил «поиграть в Холокост», разбрасывая человечков из бумаги.
Видео попало в сеть, быстро набрало популярность и вызвало недоумение у публики. Кобаяси принес свои извинения за случившееся и добровольно покинул пост.
• Буллинг детей с ограниченными возможностями
Композитор церемонии открытия Олимпиады Кэйго Оямада также подал прошение об отставке. Причиной стало его интервью 1994 года, в котором музыкант признался, что еще будучи школьником нередко издевался над своими одноклассниками с ограниченными возможностями. Рассказывая о своих поступках, Оямада смеялся, из-за чего японцы пришли в бешенство и призвали отстранить его от участия в мероприятии.
Организаторы Игр пообещали не использовать композиции Оямады на церемонии открытия и принесли свои извинения за то, что наняли музыканта.
• Сексизм и фэтшейминг
Еще в феврале 2021 года в отставку подал глава Оргкомитета Игр Ёсиро, который допустил неосторожные высказывания о том, что увеличение числа женщин в спортивных комитетах и федерациях приводит к затягиванию их заседаний.
В марте свой пост покинул креативный директор Игр Хироси Сасаки, предлагавший номер во время церемонии открытия, в ходе которого актриса и модель plus size Наоми Ватанабэ должна была спуститься с неба в образе свиньи.
Японцам не нужна Олимпиада...
• Общественные опросы показали, что 83% японцев не хотят, чтобы Игры проводились этим летом, а 43% опрошенных и вовсе желают полной отмены Олимпиады. Люди уверены, что проводя такое масштабное мероприятие, власти подвергают опасности заболевания обычных людей. Поддерживают проведение Олимпийских игр-2020 лишь 14% населения страны.
• 40 городов Японии отказались принимать спортсменов, а Ассоциация практикующих врачей Токио заявила, что Япония может испытать колоссальные проблемы, если Олимпиада вызовет вспышку заболеваемости и смертности.
… и большим брендам тоже
• Главы трех ведущих бизнес-ассоциаций Японии отказались посещать открытие Игр. Бойкот выразили и главы Panasonic, Fujitsu, NEC, телекоммуникационной компании NTT и инвестбанка Nomura.
• Toyota также отказалась от телерекламы, связанной с Олимпийскими играми в Токио. «Олимпиада стала событием, по поводу которого в обществе нет понимания», — пояснило руководство компании.
• В июне этого года спонсоры Олимпийских игр наняли консультантов, чтобы оценить возможный ущерб, связанный с проведением соревнований во время пандемии. По данным издания Financial Times, всего спонсоры выделили более $3 млрд на проведение Олимпиады.
Впрочем, иностранные компании в основном не меняют своих маркетинговых планов — опрошенные The New York Times рекламодатели признаются, что игнорировать столь крупное событие с такой большой аудиторией — «не вариант».
━━━━━
Никита Прунков