Елена Рузанова/ТАСС
Елена Рузанова/ТАСС

Самолет Ил-112В потерпел крушение под Москвой. Что это значит для российской авиации?

Ил-112В должен был стать долгожданной заменой советским Ан-24 и Ан-26

17 августа 2021 в районе аэродрома Кубинка (Московская область) во время испытательного полета потерпел крушение военно-транспортный самолет Ил-112В опытного образца. На борту находились три члена экипажа: летчики-испытатели Николай Киумов и Дмитрий Комаров, бортинженер-испытатель Николай Хлудеев — все они погибли. Объясняем, что этот инцидент означает для всей российской авиации.

Что произошло?

Самолет Ил-112В разбился во время тренировочного полета. Судя по видео, правый двигатель загорелся моментально и уже через несколько секунд самолет с правым креном рухнул вниз на деревья в районе аэропорта Кубинка. Экипаж успел доложить на землю о возгорании двигателя, однако от появления дыма до падения самолета прошло чуть больше минуты.

Свой первый полет данный Ил-112В совершил 13 августа и перелетел с аэродрома Воронежского авиазавода (ВАСО) в Жуковский для подготовки к участию в VII Международном военно-техническом форуме «Армия-2021» в Кубинке, где должен был стать одним из главных экспонатов.

По информации «Интерфакса», на крушение самолета также могла повлиять усталость или другая ошибка экипажа. Однако летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев считает, что причиной крушения все же стал технический фактор. «В данной ситуации, я полагаю, загорелся двигатель. Сам двигатель можно выключить и заглушить. Могу предположить, что произошел разрыв гидросистемы. Ее ничем не потушишь», — сказал Толбоев.

Долгая и сложная история проекта

Проектирование легкого транспортного самолета нового поколения Ил-112В началось в первой половине 1990-х годов, но из-за финансовых сложностей проект был отложен. Проект возобновили в в 2000-м, а в 2003 году он победил в конкурсе Минобороны РФ. В 2010 году финансирование проекта остановили и годом позже вообще отказались от идеи в пользу приобретения самолетов Ан-140 грузовой модификации (в 2015 году производство Ан-140 в РФ практически прекратилось из-за непоставок комплектующих с Украины).

Только в 2014 году Минобороны РФ и ОАО «Ил» подписали госконтракт на завершение работ по Ил-112В и строительство трех опытных машин (на эти цели было выделено около 8 млрд рублей). В разработке и постройке Ил-112В было решено задействовать около 30 российских предприятий и более 50 поставщиков комплектующих. Головным изготовителем (85% объема строительства самолета) утвердили ВАСО.

Первый самолет, разработанный с нуля

Ил-112В стал первым военно-транспортным самолетом, разработанным в России «с нуля» после распада СССР. Самолет предназначен для транспортировки и воздушного десантирования до 5 тонн легких образцов вооружения, военной техники, грузов и личного состава. Его также можно было использовать для коммерческой эксплуатации.

«Три года последние бьемся с Ил-112. Ситуация сдвигается в лучшую сторону. Машина, в принципе, получается неплохой», — говорил вице-премьер Юрий Борисов. Однако он признавал, что новый легкий транспортник пока не соответствует техническому заданию Минобороны РФ, а значит «говорить о серийных контрактах беспредметно».

Первый полет Ил-112В совершил 30 марта 2019 года, второй — спустя два года, а серийное производство планировали начать с 2023-го. Ожидалось, что воронежский авиазавод будет выпускать до 12 таких самолетов в год.

Что было не так с самолетом?

У самолета были проблемы, и о них предварительно предупреждали. Неоднократно сообщалось, что опытные экземпляры получилось слишком тяжелыми (перетяжеленность конструкции оценивали в 2 тонны). Также СМИ сообщали и о проблемах с роторами двигателей, но в марте 2019 года источник сообщил ТАСС, что эти затруднения были решены.

5 июля 2021 года вице-премьер Юрий Борисов заявил, что проблемы с созданием Ил-112В удается постепенно решать. Борисов также отметил, что завод на третьем опытном самолете должен показать достижение заданных характеристик, но на тот момент они не были подтверждены.

До расследования комиссии судить разработчиков и выявлять причину крушения преждевременно. Но если факт технической ошибки подтвердится, Ил-112В вряд ли заменит Ан-26 в 2022 году, как планировалось. Кроме того, если причиной катастрофы окажется двигатель, негативные последствия могут выйти и за пределы программы Ил-112В: адаптированный двигатель ТВ7-117СТ используется также и на взлетевшем лишь в прошлом году региональном турбовинтовом лайнере Ил-114-300.

━━━━━

Никита Прунков