Евгений Одиноков/ТАСС
Евгений Одиноков/ТАСС

«Что-нибудь хорошее нахимичим». Путин и Меркель в последний раз встречаются в Москве

Канцлер Германии посещает Россию во время прощального зарубежного тура

20 августа в Москве проходит встреча президента РФ Владимира Путина с канцлером ФРГ Ангелой Меркель. Это будет уже 20-й по счету и последний визит нынешней главы Германии в Россию. А значит самое время подводить итоги — вспоминаем, какими были российско-германские отношения в эпоху Меркель, и какими уходящий в отставку канцлер оставляет их после 16 лет правления.

Собаки, цветы и непростая химия

Владимир Путин и Ангела Меркель — один за самых долгоиграющих дуэтов в современной европейской политике. Их молодость проходила в одной и той же социалистической системе. Госпожа канцлер жила в ГДР, где президент России когда-то проходил службу. Путин хорошо знает немецкий язык, а Меркель — русский.

Во время одного из первых визитов Меркель в Россию в 2006 году Путин в шутку сказал: «Мы с вами тоже теперь что-нибудь хорошее нахимичим». Спустя 15 лет между двумя лидерами действительно появились «химические соединения». Но назвать их идеальными нельзя.

Немецкое издание Süddeutsche Zeitung пишет, что несмотря на отсутствие языкового барьера, поначалу Меркель было сложно разговаривать с Путиным — канцлер долго не могла привыкнуть к его манере общения и чувству юмора. Не сходились они и по мировоззрению: президент России был строгим последователем realpolitik, а канцлер Германии — убежденным поборником западных либеральных ценностей.

Встречи Путина и Меркель полны досадных оказий. В 2007 году на их переговоры пробрался лабрадор Путина по кличке Кони. Позже канцлер, панически боящаяся собак, призналась, что ей было некомфортно от такого соседства: «Я думаю, что президент России взял собаку с собой, прекрасно зная, что я не очень-то хочу видеться с ней. Но что случилось, то случилось. И вы можете увидеть, как я пыталась не подавать виду, смотря в сторону Путина, а не на собаку».

Российский лидер же говорил, что не знал о фобии Меркель и позже принес свои извинения: «Ничего я об этом не знал. Мне хотелось сделать ей приятное, когда я показал ей свою собаку. Я потом объяснился с ней и извинился за это».

В 2017 году на саммите G20 журналистам удалось заснять оживленную беседу Путина и Меркель, во время которой канцлер в сердцах закатила глаза. А спустя год президент России неожиданно подарил ей букет цветов, и многие СМИ сочли это оскорблением. Немецкое издание Bild прочитало посыл так — «могущественный мужчина приветствует дорогую леди».

Отношения Путина и Меркель можно охарактеризовать как формальные и профессиональные, нежели теплые и дружеские. И в то же время они были никогда не скатывались до откровенной вражды. За 16 лет способность канцлера и президента понимать друг друга стала неоспоримой. Это осознавали и другие западные лидеры, вроде Дональда Трампа, просившего у Меркель совета перед встречей с российским президентом.

Незаменимый «переводчик с путинского»

Личные взаимоотношения двух лидеров во многом зеркально отражают российско-германские отношения в целом. «Медовый месяц» Берлина и Москвы продлился первые восемь лет канцлерства Меркель. В это время две страны обсуждали внешнеполитическое сотрудничество, планировали введение безвизового режима и строили планы по созданию единого пространства безопасности от Лиссабона до Владивостока.

Развитию диалога не мешали и возникавшие то и дело проблемы. В 2008 году правительство Меркель отказалось вводить против России санкции за операцию в Южной Осетии и Абхазии. В ответ Москва прощала Берлину чрезмерную заинтересованность ситуацией в с правами человека внутри страны.

Крутое пике произошло только в 2014 году, во времена украинского кризиса. Канцлер Германии резко раскритиковала присоединение Крыма, отменила все запланированные в Россию поездки и инициировала введение санкций. Биограф Меркель Ральф Больман пишет, что ее отношения с Путиным в эти дни тоже заметно охладели, сравнивая их телефонные разговоры с эмоциональными словесными дуэлями на повышенных тонах.

Однако, в отличие от других западных политиков, Меркель продолжала общаться с Кремлем. И такая тактика принесла ей неоспоримую пользу — с 2014 года Берлин практически монополизировал диалог с Москвой, став по-настоящему центральным игроком, без которого Европа уже не могла решить ключевые политические вопросы.

Такая позиция позволила Германии начинать осторожно налаживать отношения с Россией. Меркель методично продлевала антироссийские санкции и в то же время продвигала интересующие Берлин экономические проекты, вроде «Северного потока — 2», ради которого ее правительство вступило в конфликт с администрацией Дональда Трампа.

Перспективы российско-германских отношений в пост-меркелевскую эпоху остаются неопределенными и туманными. Уходящий канцлер продолжает играть роль медиатора и доводить позицию Москвы до других европейских столиц. Проблема в том, что заменить ее в этом амплуа некому.

Журнал The National Interest называет Меркель «переводчиком с путинского» и считает, что ни у одного из ее потенциальных преемников не хватит сил даже на сохранение статус-кво: «Сомнительно, что они справятся с этим лучше Меркель, но без ее опыта и понимания внешней политики куда более вероятно, что новый канцлер Германии сделает все гораздо хуже».

━━━━━

Виталий Рюмшин