«Врачи спасли вас не случайно». В России состоялись первые дебаты на выборах в Госдуму
В России прошли первые теледебаты думских выборов. В словесном поединке на «Первом канале» сошлись лидер ЛДПР Владимир Жириновский и глава РПСС Максим Шевченко. Оппоненты поделились мнениями о демографической ситуации в России и выяснили, в чем преимущества 30-летнего нахождения у власти. Мы посмотрели дебаты за вас и рассказываем, как они прошли.
Уже с первых кадров стало ясно, что дебаты-2021 будут проходить в традиционном формате «один-на-один». В 2016 году одновременно дискутировали представители сразу нескольких партий. В этот же раз, помимо ведущего Анатолия Кузичева, в студии находились только два человека: глава ЛДПР Владимир Жириновский и лидер РПСС Максим Шевченко.
Перед дискуссией ведущий объяснил кандидатам правила (три вопроса по полторы минуты, один минутный и заключительное 30-секундное слово) и представил два таинственных конверта, по которым, как выяснилось, должен был определиться порядок выступления.
«Друг к другу мы не сможем обращаться?» — загадочно спросил Шевченко, вероятно, предвкушая тон последующей беседы. К облегчению лидера РПСС, оказалось, что могут.
«Байден сидит долго — и правит самой богатой страной»
Кузичев объявил тему дебатов — меры социальной поддержки государства в сфере здравоохранения и демографии. Первым вопросом была проблема детской бедности.
Максим Шевченко (он вытянул конверт с цифрой «1», поэтому отвечал первым) сразу же зашел с козырей, пустившись в рассуждения о разоренной оптимизацией системе здравоохранения, ничего не решающих «подачек» людям и принудительной вакцинации. В конце своих полутора минут он все-таки вспомнил, что вопрос был о детях и добавил — РПСС против их принудительной вакцинации.
Жириновский ответил по делу, но без конкретики. Он предложил оказывать максимальную помощь матерям, налаживать детское питание и помогать семьям решать проблему с жильем.
Следующий вопрос коснулся проблемы детской инфраструктуры — нехватки яслей, детсадов и школ. Здесь Максим Шевченко разошелся на полную и дал понять, что без ухода сидящего 30 лет в парламенте Жириновского, который зарабатывает большие деньги и имеет сына с бизнесом в Испании, в стране ничего нельзя поменять. Что делать со школами и детскими садами, так и осталось загадкой.
«У вас есть полторы минуты, чтобы либо уйти из политики, либо остаться», — сказал Кузичев, передавая слово лидеру ЛДПР. Такого ультиматума Владимиру Вольфовичу, пожалуй, еще никто не предъявлял.
Владимир Жириновский не смог пропустить выпады в свою сторону и сразу же объявил слова Шевченко клеветой, сравнив его высказывания с «речами Навального» и тонко намекнув, что ему следует пойти по его стопам. То есть, в тюрьму.
Затем лидер ЛДПР доходчиво объяснил все преимущества 30-летнего нахождения у власти: вот Байден сидит долго — и правит самой богатой демократической страной. А в Афганистане сидят чуть-чуть — и вся страна разбегается. Как выяснилось, это напрямую влияет и на демографию: население России не растет как раз потому, что мы все время что-то меняем и кого-то разгоняем.
«Сережа, отдыхай»
Следом Кузичев спросил Шевченко, как РПСС планирует добиться полностью бесплатной медицины. Максим Леонардович кивнул и продолжил гнуть свою линию, внезапно припомнив Жириновскому предательство экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала.
«Почему вы сказали "Сережа, отдыхай"?!» — возмущался Шевченко, демонстрируя на камеру футболку с надписью «Сергей Фургал», которая оказалась у него под пиджаком.
«Владимир Вольфович, я все-таки для порядка задам вам заготовленный вопрос, а уж как отвечать — ваше дело», — продолжил Кузичев. По его тону было понятно, что развернуть беседу в нужное русло он уже не надеялся.
На очереди был вопрос об увеличении зарплат врачей втрое. Но Жириновский продолжил развивать тему с Фургалом. Лидер ЛДПР заявил, что никогда не говорил фразу «Сережа, отдохни» (PostNews проверил — действительно не говорил. Зато предлагал ему «поспать»), и пообещал освободить экс-губернатора к Новому году.
После он все же перешел к ответу по существу и произнес простую формулу улучшения демографической ситуации: сделать централизованное финансирование медицины из Москвы, бороться с наркотиками и алкоголем и импортировать «готовых русских» из-за рубежа.
После этого Кузичев задал кандидатам незаявленный изначально четвертый полутораминутный вопрос — как решать проблему демографического кризиса. Шевченко сходу заявил, что этот вопрос невозможно решить без фундаментальных социальных преобразований, чем серьезно озадачил телеведущего:
«Вы же баллотируетесь в Государственную Думу, а не планируете делать революцию?»
«Государство — это инструмент просто», — пояснил Шевченко.
«Понял, революции не будет».
В этот момент Жириновский решил удивить всех и почти под конец дискуссии поприветствовал россиян, пожелав им доброго утра и поздравив их с первыми дебатами (на которых, заметьте, не он портит им настроение!) Затем он снова вернулся к теме и предложил поддержать мужчин, переименовав «материнский капитал» в гендерно-нейтральный «семейный».
«Вас спасли осознанно и умышленно»
Далее настало время время минутного вопроса — как решать проблему коллективного иммунитета? Шевченко сказал, что нужно разрешить каждому проходить бесплатное обследование перед вакцинацией. И рассказал о своем опыте тяжелого заболевания коронавирусом, когда врачи случайно спасли ему жизнь.
«Уверен, что спасли вас не случайно, а вполне себе осознанно и умышленно. И закономерно», — обнадежил его Кузичев.
Жириновский начал было говорить, что людям необходимо объяснять необходимость вакцинации. Правда, не сдержался и переключился к наводящим вопросам в сторону Шевченко: «Вы ляжете под нож хирурга, который проработал 30 лет, или мальчик окончил вчера медвуз?! Вы в самолет сядете, где летчик вчера получил диплом летного училища, или 30 лет за рулем?!»
Настало время для заключительного слова. Максим Шевченко завершил дебаты на высокой ноте словами: «Без свободы и справедливости у России нет будущего». Жириновский же наконец-то обратил внимание на футболку Шевченко и объявил это достижением ЛДПР: «Даже оппонент, который меня ненавидит, надевает майку "За Фургала!"»
Под конец выступил Анатолий Кузичев, напомнивший с легкой улыбкой, что кандидаты обсуждали социальные проблемы и пандемию (как могли).
«ЛДПР — номер три в бюллетени!» — крикнул Жириновский под занавес.
«Свобода и справедливость — номер девять! А по Пифагору — это ум, память и интуиция!» — не отставал Шевченко.
Что ж, по крайней мере из этих дебатов мы узнали что-то новое.
━━━━━
Виталий Рюмшин