«Мужское государство» vs «Тануки». Как разворачивался скандал, который уже дошел до Кремля
29 августа лидер радикального движения «Мужское государство» Владислав Поздняков призвал атаковать сеть ресторанов японской кухни «Тануки» из-за того, что в соцсетях компании появились фото с темнокожим мужчиной-моделью и радужным принтом (как на флаге ЛГБТ-сообщества). Поздняков планировал добиться удаления снимков и последующих извинений, но все пошло не по плану: в «Тануки» с требованием не согласились и более того — пошли в контратаку. Разбираемся в подробностях скандала, на который уже обратили внимание высшие эшелоны российской власти.
Все началось с «Ёбидоёби»
28 августа российская сеть японских ресторанов «Ёбидоёби» была вынуждена извиниться перед «Мужским государством» за рекламу с темнокожим мужчиной. Сторонники радикального движения по указу Позднякова обвинили ресторан в «пропаганде мультикультурализма» и призвали отказываться от оплаты сделанных заказов. Далее последовали DDOS-атаки на сайт компании и угрозы ее сооснователю Константину Зимену.
Далее последовала атака на «Тануки»
29 августа Поздняков выложил в своем Telegram-канале (более 85 тыс. человек) новые рекламные креативы «Тануки» — фотографии с темнокожим мужчиной-моделью и радужным флагом. Лидер «Мужского государства» призвал своих последователей «парализовать» работу ресторана, если тот не удалит снимки и не принесет публичные извинения «перед Русской нацией за то, что навязывали чуждые им ценности». Также Поздняков обратился к сервису «Яндекс.Еда» с просьбой либо удалить «Тануки» из сервиса, либо добиться удаления фото, вызвавших негодование движения.
На этот раз «Мужское государство» не ограничилось угрозами и ddos-атаками — в ФСБ поступило сообщение о минировании 60 московских ресторанов «Тануки». Директор по маркетингу сети Станислав Колосков уверен, что «заведомо ложные сообщения об акте терроризма» (ст. 207 УК РФ) поступили именно от «Мужского государства». После инцидента руководство ресторана обратилось в правоохранительные органы.
#ямытануки
Представители «Тануки» заявили, что удалять посты и извиняться они не планируют: «Во-первых, мы не нарушали никаких законов, во-вторых, это не первая попытка, когда нас пытаются в чем-то обвинить. Видимо, в нашей стране не все люди поддерживают нашу политику коммуникаций и нашу историю в маркетинге».
Сеть японских ресторанов выложила посты в соцсетях под хэштегом #ямытануки и отметила основателя Telegram Павла Дурова с просьбой «достучаться» до него с просьбой заблокировать «этот средневековый канал». В посте «Тануки» также отметили Министерство цифрового развития.
«“Недомужское недогосударство” не на тех напало. Ни в коем случае не осуждаем коллег за выбранный ими путь извиниться и пойти дальше, но мы ж самураи — у нас путь свой. На фото в наших соцсетях будут продолжать появляться прекрасные люди — представители разных вероисповеданий, национальностей, рас и ориентаций. Уверены: ни один из этих признаков не является для человека определяющим. Хорошие и плохие есть везде», — написали в соцсетях «Тануки».
Основатель сети ресторанов Александр Орлов настроен оптимистично и уверен, что главное сейчас — продолжать работать: «Компании “Тануки” вообще все равно: «мужское» это государство или «женское». Мы частная компания, никто не вправе диктовать нам свои условия и тем более угрожать. Наша позиция — работаем дальше. Других карт пока раскрывать не буду».
Что говорят в Кремле?
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уже отреагировал на сложившуюся ситуацию и заявил, что правоохранители должны реагировать, если «Мужское государство» действительно нарушает закон. Песков также отметил, что в Кремле видели сообщения СМИ об угрозах женщинам, исходящих от активистов движения, однако пояснил, что данный вопрос не первостепенен для администрации президента и этой темой должны заниматься исключительно органы правопорядка и полиция.
«Тануки» поступили правильно?
С точки зрения пиара и маркетинга, отказ удалять фото и идти на поводу у «Мужского государства» — скорее верный ход. Ранее о похожую ситуацию «споткнулась» компания «ВкусВилл»: сначала она опубликовала рекламу с членами ЛГБТ-сообщества, а затем удалила ее под давлением в том числе последователей Позднякова. В результате ритейлер понес двойной урон, настроив против себя не только консерваторов, но и либералов. Причем пик негатива настал именно после извинений компании.
━━━━━
Никита Прунков