«День незнаний» — 1 сентября 1827 года детям запретили ходить в школу
1 сентября для нас — День знаний. Но было в нашем государстве время, когда именно в этот день знания запретили получать.
1 сентября 1827 году случился «День незнаний» — Николай I издал рескрипт, который запретил в России принимать крестьян в высшие и средние учебные заведения. Разбираемся, зачем надо было запрещать крестьянским детям учиться. Если в двух словах, то чтобы выше головы не прыгали, оставались на своем месте и не портили своими идеями умы благородных воспитанников.
Как звучал запрет?
В Полном собрании законов Российской империи с 1649 г. можно прочитать текст рескрипта, который Николай I написал министру народного просвещения А. С. Шишкову. В нем он запретил принимать в гимназии и университеты крепостных крестьян.
Краткое содержание рескрипта:
1. Образование для крестьян — вредно. Крестьянские дети с ранних лет понабрались дурных навыков от необразованных родителей и помещиков, и научат им детей благородного происхождения.
2. Даже если крестьянских детей и получится чему-то научить, то они познают тот образ жизни и мысли, которые им по праву рождения не положены. Из-за этого они в унынии начнут предаваться пагубным мечтаниям и низким страстям.
Поэтому — допускать до занятий в высших учебных заведениях только студентов из свободных семей, а крестьянских детей обучать только в приходских и уездных школах, и не давать знаний больше, чем положено.
Чему обучали крестьянских детей?
Учебные заведения делились на три вида: училища приходские или, как мы привыкли, начальные, училища уездные и гимназии.
В приходских преподавались «первоначальные, более или менее всякому нужные сведения»: закон Божий, чтение, чистописание и четыре арифметических действия.
В уездных училищах было побольше дисциплин — там учились дети купцов, ремесленников и других городских жителей. Их обучали следующим дисциплинам: закон Божий, русский язык, арифметика, геометрия, география, история российская и всеобщая, чистописание, черчение и рисование.
Гимназии же обучали детей дворян и чиновников. Их учили закону Божию, русскому языку, латыни, немецкому, греческому, математике, географии, статистике, логике, истории, физике, чистописанию, черчению и рисованию.
Каждый ребенок получал знания в зависимости от своего классового положения.
Почему одобрили такой закон?
Во время царствования Николая I министром народного просвещения был Александр Семенович Шишков — очень консервативный человек, издавший в 1826 году цензурный устав, который в народе прозвали «чугунным» — он запрещал критиковать монархию.
Шишкова сперва назначили госсекретарем, а потом — членом Государственного Совета, где он всеми способами продвигал свои консервативные убеждения, представляя новый проект цензуры и защищал крепостное право.
Он считал, что стремление обучать грамоте все население принесет более вреда, чем пользы.
«Наставлять земледельческого сына в риторике было бы приуготовлять его быть худым и бесполезным или ещё вредным гражданином», — считал Шишков.
Так что нам очень повезло, что в наше время полная грамотность населения — цель всех развитых государств.
Цель — самый высокий уровень образования
В 2020 году в России построили 828 детских садов на 122 тысячи мест, в этом году построят 767 детских садов.
В 2020 году построили 277 школ на 169 тысяч мест, а в этом году начался четырехлетний проект по строительству 1910 школ на 1 миллион 200 тысяч новых мест.
ВЭБ и Сбербанк дополнительно выделили 300 миллиардов рублей, что позволит построить на 500 школ больше, сообщил в начале 2021 года министр просвещения России Сергей Кравцов на встрече с Президентом России Владимиром Путиным.
Для образования строятся не только здания и закупается аппаратура, учителям и остальным работникам в сфере образования поднимают зарплаты и агитируют переезжать в область и села, чтобы доступ к высокому уровню образования был у всех детей страны — с 2021 года в десяти регионах ввели ставку советника директора по воспитательной работе с дополнительной доплатой в размере 15 тысяч рублей.