Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Для чего на самом деле вы ходили в школу?

Ко Дню знаний публикуем мнение автора нашего Телеграм-канала о том, что знания, в том числе школьные, пригождаются не так, не тогда и не для того, для чего мы ожидаем

По разным опросам, почти половина взрослых считают, что школьные знания в жизни им никак не пригодились. Обычно в этом месте произносится суждение, мол, что это за школа, знания из которой вам в жизни не пригождаются. Может, дело в людях, а не в школе?

«Вычитать и умножать» или «Крепко-накрепко дружить»?

Справедливости ради, в советских образовательных учреждениях, которые по устоявшемуся в простонародье консенсусу преподносятся как чуть ли не идеальные (ну-ну, воду перед «ящиком» с Кашпировским и Чумаком кто заряжал? Не бывшие ли советские школьники?), тоже было не лучше. Даже в знаменитой песенке «Учат в школе» упор делается именно на то, что теперь называется soft skills, а не на том, как дискриминант поможет тебе пригласить и сводить зазнобу на рейв.

Истина в том, что знания помогают вам не столько что-то сделать, сколько не сделать. Обман, манипуляции, мошенничество поджидают вас именно в тех областях, основы которых в школе преподавали на самых сложных и скучных предметах.

Общество плоской Земли не дремлет

Вот говорят вам, что Земля плоская. Вы не дурак, сразу спрашиваете, а как Солнце за горизонт заходит? Ссылаются на законы перспективы. В ответ вы из широких штанин, дубликатом бесценного груза, достаете учебник по черчению, ныне в школах отмененному. Из него четко следует, что будь дело в перспективе, Солнце бы не закатывалось за горизонт постепенно, а коснувшись его, уменьшалось бы до точки.

Или показывают видео, где на закате над водной гладью виднеется город. Посыпают это знатной щепоткой расчетов, по которым из-за кривизны Земли не должно быть этот город видно. Получается, Земля плоская. Но вы достаете туз из рукава — учебник физики за 8 или 9 класс, раздел преломление и отражение света. На закате, на самом деле, мы видим дальше горизонта как раз таки потому, что лучи преломляются и искривляются в атмосфере.

Чикаго через озеро Мичиган. Без атмосферы-линзы видно должно быть только самую левую Willis Tower /Скриншот из видео на канале R-Video Review / YouTube
Чикаго через озеро Мичиган. Без атмосферы-линзы видно должно быть только самую левую Willis Tower /Скриншот из видео на канале R-Video Review / YouTube

Антибиотики для профилактики

Или настоятельно советует вам соседка/коллега/тетушка при подозрении на коронавирус бахнуть антибиотиков. Но вы со школьной скамьи помните плакат со стены кабинета биологии, где четко обозначено, что бактерии — это не вирусы. А грибы, которые в природе научились бороться с бактериями, но не вирусами — это ни то, ни другое.

Почему мы не тушим все пожары сразу же?

Или вот на интернет-ресурсе всплывает информация, что специальным службам несколько лет назад было разрешено не тушить лесные пожары, если возгорание не угрожает населенным пунктам. И сразу становится ясно, что «из-за экономии, пол-Сибири сгорело...».

Но вы сдуваете пыль с учебника по Природоведению за 4 класс, который сейчас можно переименовать модным словом «Экология». Или «Введение в экосистемы», так еще моднее. Оказывается, что хвойным деревьям необходим низовой и даже иногда верховой пожар для обновления леса. Иначе просто шишки не прорастают, а старики не дают дорогу молодым. Если тушить все лесные пожары, мы потеряем больше тайги, чем если не будем это делать. За год набираются миллионы гектаров погоревшего леса. Но только в следующем году станет ясно, сколько лиственниц на самом деле погибло безвозвратно и каков был их возраст.

И примеров, как память школьных базовых основ могла бы уберечь вас от иллюзий — сотни.

Пожары в Сибири / 29 июля 2021 года / NASA / Wikimedia Commons
Пожары в Сибири / 29 июля 2021 года / NASA / Wikimedia Commons

«Кому из вас хоть раз в жизни пригодилась теорема Пифагора?...»

Модные специалисты по образованию иногда предлагают разрешить школьникам самим выбирать предметы. Мол, тогда им будет интересно и материал будет лучше усваиваться. Но прикол знаний в том, что хороши они любые, из разных сфер, получаемые даже в неподходящий момент. Непрактичные и неинтересные знания особенно ценны, потому что именно в их поле зачастую и прячется надувательство.

Даже неполного усвоения микроскопической по меркам актуального объема знаний школьной программы уже достаточно, чтобы обезопасить себя по жизни. Тогда вам не поставят ловушку от тараканов за 50 тысяч рублей, фильтр воды за 150 и противопожарную систему, не подключенную ни к электрической сети, ни к водоснабжению. Вы распознаете финансовую пирамиду, даже если вербовщик перевернет ее на бок и сгладит углы. Это все реальные примеры из жизни, если что.