GEORGI LICOVSKI/EPA/ТАСС
GEORGI LICOVSKI/EPA/ТАСС

«Звоночек для всех». ЕС снова задумался о собственной армии после Афганистана

Европейцы пытаются решить этот вопрос на протяжении 70 лет. В случае успеха Россию могут ждать неоднозначные последствия

Вывод американских войск из Афганистана продолжает отдаваться эхом на Западе. После хаотичной эвакуации из Кабула страны ЕС снова заговорили о стратегической автономии и теперь обсуждают создание отдельной от НАТО европейской армии. Разбираемся, что мешало европейцам сделать это раньше, добьются ли они успеха сейчас и как это скажется на безопасности России.

Зачем европейцам армия?

Страны ЕС сетуют на то, что их войска в Афганистане слишком сильно полагались на транспортные возможности США. Когда Байден внезапно объявил об уходе, европейцы были вынуждены сделать то же самое, не позаботившись об эвакуации своих граждан. В противном случае они рисковали застрять в захваченной «Талибаном» (запрещен в РФ) стране.

«Может ли Европа оставаться довольной ситуациями, когда мы не можем без посторонней помощи обеспечить эвакуацию наших людей и тех, кто оказался в опасности, потому что они помогали нам?», — сказал 1 сентября глава Евросовета Шарль Мишель. Он подчеркнул, что ЕС нужна автономия в принятии решений.

Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель в колонке The New York Times назвал афганскую катастрофу «звоночком» для всех стран НАТО и предложил для начала создать небольшую группу реагирования в 5 тыс. человек.

Глава Минобороны Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр выступила с идеей разрешить создавать «коалиции желающих» в ЕС, которые будут отправлять войска в горячие точки при наличии консенсуса. В свою очередь глава Минобороны Словении Матей Тонин предложил задействовать их по решению большинства.

Насколько они серьезны?

Европейцы обсуждают создание собственных вооруженных сил еще с 1950-х гг., но безуспешно. Не факт, что они добьются успеха и на этот раз.

Конкретный план по созданию совместной армии должен появиться в марте 2022 года в документе под названием «Стратегический компас ЕС», который сейчас обсуждают главы МИД и минобороны стран ЕС на встрече в Словении.

В последний раз этот вопрос всерьез поднимали в 2017-2018 гг. Итогом тех разговоров стало подписание соглашения о «Постоянном структурированном сотрудничестве» (PESCO). Впрочем, за четыре года ЕС не смог в полной мере реализовать его.

В 2007 году европейцы пытались создать силы быстрого реагирования численностью 1,5 тыс. человек, но их ни разу не использовали из-за отсутствия финансирования и нежелания стран-членов предоставлять своих солдат.

В чем проблема создания единой армии?

Ключевая проблема — необходимость согласования позиций всех 26 членов. Раньше против евроармии выступала Великобритания. Сейчас ее нет в ЕС, но ряд членов объединения все еще не горят энтузиазмом по поводу этой идеи, боясь за свой суверенитет и предпочитая полагаться на американский зонтик.

Европейцы не могут решить, кто будет командовать едиными ВС. Евросоюз решает внешнеполитические вопросы на основе консенсуса — зачастую очень медленно и неэффективно. Если такой же принцип применить к евроармии, то ее просто парализует.

Страны-члены ЕС беспокоятся, что им придется увеличивать расходы на оборону и платить одновременно и за НАТО, и за евроармию. Многие из них не могут позволить себе это, о чем в 2016 году сказал британский посол в США Кристофер Мейер: «Скорее свиньи научатся летать, чем ЕС создаст армию. Европейские страны все вместе с трудом наскребают деньги, чтобы финансировать свои обязательства перед НАТО».

Европейская армия — угроза для России?

Сложно дать ответ на этот вопрос: пока неясно, как будет выглядеть европейская армия, каким будет ее боевой потенциал и как она встроится в систему командования НАТО. Из разговоров о возможном обособлении ЕС можно сделать два вывода:

1) Создание евроармии чревато для России внешнеполитическими рисками. Ведь тогда Москве придется иметь дело не с рыхлым и не способным на решительные действия объединением, а с мощным и, вероятно, недружественным союзом, который может начать экспансию на сопредельные с Россией территории.

2) С другой стороны, евроармия снизит зависимость ЕС от США. Американские и натовские генералы не зря относятся к ней с ревностью: ее появление неизбежно приведет к падению влияния США в регионе и поставит ребром вопрос о целесообразности сохранения НАТО.

Для Москвы это, без сомнения, хорошая новость. Поэтому президент РФ Владимир Путин поддержал идею создания евроармии в 2018 г., подчеркнув, что она укрепляет многополярность в мире: «Европа — мощное экономическое образование, мощный экономический союз и в целом вполне естественно, что они хотят быть независимыми самодостаточными, суверенными в сфере обороны и безопасности"».

Впрочем, в Кремле прекрасно осознают, что проект единой армии — это безнадежный долгострой, который, возможно, никогда не придет к завершению. На сомнительные перспективы евроармии намекнул и Путин, сказав: «Мне об этом еще говорил один из прежних президентов [Франции] Жак Ширак».

━━━━━

Виталий Рюмшин