Mohammad Rahmani/Unsplash
Mohammad Rahmani/Unsplash

Война в Афганистане окончена, сопротивление подавлено. Или нет? Объясняем, что происходит

Силы оппозиции все отрицают: «Бои против талибов продолжаются»

Радикальное движение «Талибан» (запрещено в РФ) объявило о том, что полностью взяло под контроль северную афганскую провинцию Панджшер — последний очаг сопротивления новой власти. «Таким образом, война в Афганистане окончена. Для нее больше нет никаких оправданий. Пришло время обустраивать нашу страну», — заявил представитель радикалов Забихулла Муджахид. Однако силы Фронта национального сопротивления (ФНС) утверждают, что это не так. Разбираемся в том, что произошло в стране за последние дни.

Как «Талибан» захватывал Панджшер: таймлайн

В субботу, 4 сентября, талибы начали массированное наступление на город Базарак — административный центр Панджшера. На следующий день они заявили о контроле почти над всей провинцией. Силы сопротивления это отрицали: по их словам, отряды боевиков действительно входили на территорию Панджшера, но попали в засаду и были вынуждены отступать, понеся серьезные потери.

В воскресенье, 5 сентября, талибы заявили, что ведут бои в Базараке. Между тем совет улемов (знатоков ислама) в Кабуле принял резолюцию о незамедлительном прекращении огня в Панджшере. Лидер ополченцев Ахмад Масуд поддержал ее, пообещав прекратить боевые действия и сесть за стол переговоров, если талибы выведут свои войска из региона. Однако «Талибан» отверг предложение о перемирии.

В понедельник, 6 сентября, талибы заявили об окончательном захвате Панджшера и подняли свой флаг над зданием офиса губернатора в Базараке. Они также взяли под контроль мавзолей Ахмада Шаха Масуда, отца нынешнего лидера сопротивления.

Всего за три дня боев в Панджшере погибло около 500 человек — по заявлению талибов, мирных жителей среди них нет. В ходе боев за провинцию были убиты многие влиятельные командиры с обеих сторон — например, высокопоставленный командир талибов Кари Фасихуддин, ответственный за панджшерскую операцию. Пресс-секретарь ФНС Фахим Дашти и генерал Абдул Вудод Зара также стали жертвами боестолкновений.

Ахмад Масуд сумел укрыться и призвал всех жителей Афганистана продолжать сопротивление: «Наша борьба не окончена, бои против талибов продолжаются». Бывший вице-президент Амрулла Салех, еще один из лидеров сопротивления, предположительно улетел в Таджикистан.

«Талибан» уже утверждал, что подавил сопротивление. Теперь оно ушло в горы

3 сентября руководство талибов заявило, что силы Масуда подавлены и капитулировали. В Кабуле по случаю якобы победы талибы устроили беспорядочную стрельбу в воздух, в результате чего погибли и были ранены около 70 человек. После инцидента талибы организовали розыск стрелявших и запретили «праздничную стрельбу».

Из-за заминки в Панджшере талибам пришлось отложить оглашение состава нового кабмина — они обещали сделать это 3 сентября после намаза, однако этого не произошло. На следующий день лидер политического крыла в «Талибане» Абдул Гани Барадар заявил, что состав правительства будет объявлен «скоро», но конкретной даты так и не назвал.

На сей раз сопротивлению был нанесен действительно сильный урон, но говорить о его капитуляции преждевременно. Источники утверждают, что бойцы Фронта сопротивления ушли в горы — на одну из тайных баз, оставшихся со времен советского присутствия в Афганистане. При этом ночью позиции панджшерцев действительно подверглись точечным ударам — талибам помогли беспилотники вооруженных сил Пакистана.

В сопротивлении настаивают на том, что «бòльшая часть Базаракского района и все прилегающие долины контролируются ФНС», а «заявление Талибана об оккупации Панджшера ложно».

Что ждет Панджшер дальше

«Талибан» обещает не дискриминировать население провинции и забыть, что в годы первого прихода к власти в 1996-2001 гг. панджшерцы боролись против них. Однако рассчитывать на мирное сосуществование панджшерцев и талибов пока не приходится. Большая часть жителей этого региона — афганские таджики. И именно этнический фактор эксперты называют одним из главных препятствий к достижению мира.

Тем не менее Россия надеется, что новое руководство в Кабуле сумеет вывести ситуацию в мирное русло. По мысли главы МИД РФ Сергея Лаврова, договоренность о политическом урегулировании должна включать в себя компромисс между пуштунами, каковых в основном представляют талибы, и другими этносами — таджиками, узбеками, хазарейцами. «Что касается возможностей решить проблему Афганистана мирным путем, думаю, что они есть, — отметил министр. — Рассчитываю, что сейчас последние всплески противостояния на севере Афганистана в Панджшерском ущелье все-таки уступят место переговорам».