Лягушонок Пепе, машинки и Иводзима: как талибы завоевали интернет
В августе «Талибан» (запрещен в РФ) привлек внимание всего мира стремительным захватом Афганистана. Но куда меньше политики и журналисты следили за тем, как радикалы захватывали интернет. После падения Кабула западные соцсети завалили «Талибан-мемами», а число подписчиков официальных аккаунтов группировки в Twitter уже превысило 800 тыс. человек. Рассказываем, как «Талибан» объявил Западу «мемную войну» и почему он выигрывает ее.
Исламисты со смартфонами
За последние 20 лет талибская пропаганда прошла длинную эволюцию и изменилась до неузнаваемости. Когда-то «Талибан» не очень отличался от других радикальных исламистских группировок и полагался на запугивание противников — в это время присутствие талибов в медиапространстве ограничивалось угрозами и видео с публичными казнями.
Все изменилось в 2008 году, когда во главе талибской пропаганды встал Забихулла Муджахид — он остается пресс-секретарем движения по сей день. Сначала талибы публично отказались от обезглавливаний, признав, что они вызывают лишь общественное порицание и отпугивают людей. Затем радикалы начали проникать в соцсети. К 2011 году они уже имели официальные аккаунты в Twitter, Facebook и YouTube.
Со временем группировка заметно улучшила качество фото и видео и стала экспериментировать с вирусным контентом. Смартфон стал такой же неотъемлемой частью образа исламистов, как и автомат Калашникова: в 2015 году талибы напали на Кундуз и заполонили соцсети видео, фото и селфи с улиц города.
Одновременно с этим боевики стали чаще атаковать вышки связи. По словам Муджахида, таким образом они стремились ограничить возможности официального Кабула и создать информационный вакуум — который позже заполняли сами.
Такая политика, несомненно, принесла свои плоды. Высокопоставленные члены группировки стали писать статьи для передовых американских СМИ, а официальный аккаунт Муджахида в Twitter обошел противников из афганского правительства как по активности, так и по числу подписчиков.
Тролли и мемы
Медийный «Талибан» образца 2021 года в корне отличается от того, что мы видели 20 лет назад. Талибы больше не запугивают мир, а стремятся показать ему свою «травоядность» и уйти от образа кровожадных террористов.
И, стоит признать, у них это получается. Если уход США из Афганистана сопровождался жуткими видео с отчаянными, цепляющимися за взлетающий самолет афганцами, то захват Кабула запомнят лишь кадрами, на которых грозные с виду боевики катаются на игрушечных машинках и разбираются в тонкостях тренажерного зала. Расстрелы демонстрантов и охота за афганцами, сотрудничавшими с НАТО, почти наверняка останутся за скобками.
Впрочем, талибы используют интернет не только в имиджевых целях. По мере вывода американских войск «Талибан» перешел в информационную атаку и организовал масштабную медийную кампанию против США. В ход шли все средства: от мемов про лягушонка Пепе времен Дональда Трампа до копирования культового фото с водружением флага США на Иводзиме времен Второй мировой войны.
— Эй, Джо, смотри, как круто я выгляжу.
— Ха-ха, глупые талибы. Вы не можете выглядеть кру-
Впрочем, на этом талибы не остановились. Они издеваются не только над американскими военными, но и над всем образом жизни в США. Чаще всего радикалы иронизируют над ЛГБТ-повесткой и западными ценностями, представляя их как прогнившие и бездуховные по сравнению с их собственным видением мира. В Twitter такие посты получили название «Талибан-мемы».
Почему талибы преуспели?
• В отличие от других террористических группировок, вроде «Аль-Каиды» и ИГИЛ (обе запрещены в РФ), талибы приняли правила западного информационного поля и стали играть по ним. Их риторика стала заметно мягче, жестокий шок-контент заменили мемы, а в арсенале появилась целая армия троллей, заполонившая соцсети проталибским спамом.
• На Западе сомневаются, что «Талибан» в одиночку организовал столь эффективную систему пропаганды. Газета The Washington Post обратила внимание на профессиональность их коммуникаций и предположила, что группировка может пользоваться услугами по меньшей мере одной компании по связям с общественностью.
• Еще одним фактором успеха талибов стало попустительство со стороны руководства соцсетей. Так, Twitter практически не ограничивает связанные с талибами аккаунты. Руководство соцсети аргументирует это тем, что группировка не нарушает ее правила. Число подписчиков официальных аккаунтов «Талибана» уже превышает 850 тыс. человек и продолжает расти. Наибольшим спросом пользуются аккаунты Забихуллы Муджахида (387 тыс.) и представителя политофиса талибов в Катаре Сухаила Шахина (470 тыс.)
• В то же время Facebook и YouTube стараются удалять связанный с «Талибаном» контент, но делают это тоже не всегда. В ответ радикалы создают сотни новых аккаунтов, идентифицировать которые зачастую оказывается не так-то просто.
Позиция соцсетей вызывает раздражение у западных пользователей, которые справедливо припоминают им кампанию по блокировке Трампа и его сторонников. Газета The Hill замечает: «”Талибан” остается в Twitter. 45-й президент забанен, возможно, навсегда. С Трампом можно соглашаться или не соглашаться, но все это выглядит очень, очень неправильно».
━━━━━
Виталий Рюмшин