Почему нам неуютно, когда на нас смотрит робот?
Ученые из Италии провели эксперимент — посадили человека играть в игру с роботом. Оказалось, что взгляд робота отвлекает и напрягает людей. Человек понимает, что робот не живой, но наш мозг видит взгляд и думает иначе. Мозг считает, что противник реальный, и что его взгляд может нас осуждать, торопить или посмеиваться над нами. Игрок начинает нервничать, время реакции увеличивается, принимать решения становится сложнее.
Результаты этого эксперимента важнее, чем могут показаться на первый взгляд. Ученые теперь будут адаптировать уже существующих роботов и учитывать это при будущих разработках, потому что такие «нервирующие» роботы могут серьезно навредить, если они установлены на фабриках, в самолетах или помогают при хирургических операциях.
Глаза не врут
Взгляд — один из главных способов невербального общения. Взглядом мы сообщаем о своих намерениях, что-то намекаем или на что-то показываем.
Наш мозг сразу реагирует, когда кто-то смотрит на нас или на что-то интересное. Также нам некомфортно, когда кто-то долго и пристально на нас смотрит. Мы можем даже этого не видеть, многие из нас «чувствуют взгляд» спиной.
Ученым стало интересно — многие роботы похожи на людей, мы сами специально их такими делаем. Среагируем ли мы на их взгляд так, как на взгляд другого человека?
Мы подсознательно ищем эмоции во взгляде робота
В эксперименте 40 добровольцев играли на планшете в игру, где два автомобиля ехали друг другу навстречу. Перед самым моментом столкновения автомобилей игра приостанавливалась, и игрок должен был решить, отъехать ли ему в сторону или дать автомобилям врезаться.
Одним автомобилем управлял человек, а вторым — человекоподобный робот iCub. Игроки сидели напротив, и, когда игра останавливалась, человек должен был посмотреть на робота, а робот либо смотрел на игрока в ответ, либо отводил взгляд. Во время эксперимента ученые записывали активность мозга участников.
Оказалось, что взгляд робота замедлял принятие решения — когда робот отводил глаза, игроки реагировали быстрее и увереннее.
Ученые решили, что когда робот смотрел на человека в ответ, человек подсознательно пытался считать в этом взгляде что-то, чего там не было — какую-то эмоцию и суждение.
Нам неприятно все, что похоже на людей, но людьми не является — эффект «зловещей долины»
Эффект «зловещей долины» (uncanny valley effect) сформулировал японский ученый-робототехник и инженер Масахиро Мори.
Робот или другой объект, выглядящий или действующий примерно как человек (но не точно так, как настоящий), вызывает неприязнь и отвращение у людей-наблюдателей. К «зловещей долине» относятся роботы, фарфоровые куклы и персонажи мультфильмов — именно из-за «зловещей долины» Pixar больше не рисует реалистичных людей.
Вот так выглядела одна из первых попыток Pixar нарисовать реалистичных людей. Мнения по поводу младенца Билли у зрителей, прямо скажем, разделились.
Объяснений, почему нам так неприятно все, что выдает себя за людей, много. Вот некоторые из них:
• Похожая на человека машина перестает восприниматься как техника. Антропоморфный робот или кукла начинает казаться нездоровым или мертвым человеком, ожившим трупом, вызывая у наблюдателя страх смерти. Они слишком симметричные, а среди людей идеальной симметрии не встречается.
• Мы знаем, что это не человек, и вообще не живое существо, но пытаемся его понять, потому что так устроены. Мы не способны понять чувства неживого объекта, выдающего себя за живой, что приводит к тревоге перед неизвестностью.
• Наоборот, мы не пытаемся понять робота, а сразу полагаем, что он не способен испытывать эмоции. Иными словами, мы воспринимаем его как психопата. Мы не знаем, какой реакции или поведения от него ожидать, поэтому всегда настороже.