Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Кудрин предложил провести новую приватизацию в России. Зачем?

Приватизация может разогнать экономику, но работает не всегда. И, по всей видимости, Россия не собирается искушать судьбу во второй раз

Глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин выступил за начало разгосударствления российской экономики, об этом он написал в журнале «Компания». Когда-то с приватизацией связывали светлое будущее, но сегодня эта идея вызывает лишь недоумение и гнев у россиян. Разбираемся, зачем государству продавать свою собственность, какой должна быть «правильная» приватизация и планируют ли власти повторять ее снова.

Что говорит Кудрин?

Индекс государственной собственности в экономике России вырос с 31,2% ВВП в 2000 г. до 53,1% в 2019 г. Государство владеет долями в 752 акционерных обществах и 496 Федеральных государственных унитарных предприятиях (ФГУП). В его руках должно остаться не более 160 пакетов акций.

Госпредприятия неэффективны и нарушают соревновательность в экономике за счет слишком тесных связей с государством. Кроме того, их работа непрозрачна и чревата ростом скрытых долгов, которые приходится гасить налогоплательщикам.

Высокая доля госсектора хороша во время кризисов, вроде пандемии COVID-19. Но для развития нужно дать госкомпаниям эффективных собственников. А еще это позволит ежегодно пополнять бюджет на 200-300 млрд рублей.

Зачем приватизировать госсобственность?

Сторонники приватизации исходят из того, что частный сектор по определению эффективнее государственного. Так считали российские экономисты-реформаторы в 1990-х гг. Этот тезис и доказывает Кудрин в своей статье.

Сама по себе приватизация не оказывает прямого влияния на экономику, но действует опосредованно. На бумаге это должно работать так: приватизированные предприятия становятся эффективнее, улучшают показатели по производству и тем самым приводят к росту ВВП.

В 1997 г. экономист Патрик Плэйн оценивал положительный эффект от масштабной приватизации в 0,8-1,5% годового прироста ВВП. Исследование Международного валютного фонда (МВФ) 2000 г. показало, что приватизация 1% ВВП приводит к увеличению его реального роста на 0,5% в первый период и 0,4% во второй период реформ.

Когда приватизация не работает?

Со временем экономисты стали относиться к приватизации осторожнее. На это повлияло появление массы эмпирических данных из стран с развивающейся и переходной экономикой, которые показали, что разгосударствление не всегда работает так, как надо.

В 2015 г. Глобальный центр по совершенствованию государственной службы при Программе развития ООН пришел к выводу, что приватизация подходит не для всех секторов экономики и достигает наибольшего эффекта только в богатых странах. В государствах со средним и низким достатком, где отсутствуют крепкие институты, разгосударствление может привести к обратным результатам и ухудшить эффективность экономики.

То же самое говорят и аналитики Всемирного банка. По их словам, эффективная приватизация требует выполнения ряда условий: наличия конкурентной среды и крепкой легальной базы, открытости к иностранным инвестициям, качественного госуправления, низкого уровня коррупции и т.д.

Из какого ряда приватизация 90-х в России?

Приватизация 1990-х гг. не зря приобрела крайне дурную репутацию среди россиян. Многие отечественные и зарубежные специалисты рассматривают ее как провал, который привел к огромному расслоению в обществе и чуть не убил неокрепшую экономику РФ.

Главной ошибкой российских реформаторов называют ставку на чрезмерно быструю и массовую распродажу предприятий в условиях слабости госаппарата и отсутствия должных инструментов контроля за транзитом собственности. Власти также не учли того, что большинство россиян ранее потеряли свои сбережения и не могли поучаствовать в процессе.

Все это привело к разгулу бесконтрольных инсайдерских сделок и коррупции. Предприятия попали в руки бывшей партноменклатуры, «красных директоров» и мафии, которые использовали доставшиеся им за бесценок активы для укрепления собственного влияния и подкупа бюрократов, а не извлечения прибыли. Приватизация же отдельных предприятий вместо производственных комплексов привела к фрагментации экономики и, как следствие, падению ее эффективности.

Какова вероятность, что это может повториться?

У правительства есть программа по постепенной распродаже госимущества, однако она не похожа на ваучеры или залоговые аукционы 1990-х гг. По плану, приватизация должна происходить путем постепенной передачи государственной доли предприятий в частные руки. Последняя редакция плана рассчитана на 2020-2022 гг. и затрагивает 186 акционерных обществ и 86 ФГУПов.

Это значительно меньше масштабов, которые предлагает Кудрин. Однако правительство не может достичь даже этих показателей. В мае Счетная палата жаловалась на то, что план по приватизации на 2017-2019 гг. не выполнили на 75%. Сроки исполнения нынешнего тоже сдвинули на два года.

По всей видимости, российские власти не планируют инициировать очередную массовую приватизацию. Это следует из комментария пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова на статью Кудрина: «Мы с вами также помним, что на протяжении нашей последней новой истории мы неоднократно сталкивались [с тем], что в результате приватизации на грани исчезновения были целые отрасли промышленности, которые потом с огромным трудом приходилось опять консолидировать в руках государства».

━━━━━

Виталий Рюмшин