Евгений Епанчинцев/ТАСС
Евгений Епанчинцев/ТАСС

Иисус, Сталин и капитализм: за что борются коммунисты в 2021 году?

Идеология современной КПРФ парадоксальным образом совмещает несовместимые идеи. И не имеет ничего общего с революционерами XX века

Не так давно Геннадий Зюганов привел общественность в замешательство, сравнив Иисуса Христа с коммунистами. Лидер КПРФ повторяет эти слова последние 20 лет почти как мантру — и это при том, что коммунисты продолжают следовать отрицающей религию марксистcкой доктрине.

Если присмотреться, то в компартии найдется еще больше противоречащих друг другу идей. Среди них христианство и атеизм, интернационализм и державничество, коммунизм и капитализм. Разбираемся, как им удается уживаться друг с другом и из каких ингредиентов состоит «винегрет», который сегодняшняя КПРФ преподносит как коммунистическую идеологию.

Ингредиент №1: христианство

Когда-то Карл Маркс называл религию «опиумом для народа», а Владимир Ленин сравнивал ее с «духовной сивухой». Но нынешней КПРФ эти идеи чужды — и чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть на ее сайт.

В статье под говорящим заголовком «Христос был с красными, а не с буржуями» от 2008 г. прямо говорится: «Современные коммунисты далеки от того воинствующего безбожия, под знаменем которого в свое время рушили церкви и репрессировали священство». В другом тексте, датированном 2003 г., КПРФ отвечает на вопрос «Почему православие консервативно?» так: «Церковь должна строиться на основе христо-апостольской, а не на основании каких-то современных светских психотерапевтических практик или теософий».

Впрочем, КПРФ не первая начала перемешивать религию с марксизмом. То же самое делают и христианские коммунисты, которые появились в то же время, что и классический марксизм. Современные представители течения считают, что антикапитализм глубоко укоренен в христианской доктрине. Христианские же общины или койнонии они описывают как прообраз коммунистического общества.

Остается лишь гадать, вдохновлялась ли КПРФ идеями христианских коммунистов. Но риторика Зюганова очень схожа с ними. Лидер КПРФ при возможности вспоминает о том, что Иисус был первым коммунистом и с удовольствием влился бы в колонны первомайской демонстрации, а «Моральный кодекс строителя коммунизма» на самом деле списали с его Нагорной проповеди.

Ингредиент №2: сталинизм

Если Ленин — это символ современной КПРФ, то Иосиф Сталин — без сомнения, ее душа. Первые лица КПРФ могут по-разному относиться к религии и Иисусу, но любить вождя народов обязан каждый.

Верхушка компартии регулярно возлагает цветы к могиле Сталина у кремлевской стены и пышно отмечает каждый его юбилей. Старые партийцы рьяно защищают доброе имя Сталина от любых нападок, а новые оборачиваются убежденными сталинистами как только связываются с КПРФ. Именно так произошло и с Павлом Грудининым в 2018 г.

Элементы сталинизма глубоко укоренены в идеологии коммунистов, и это позволяет им национализировать интернациональную по своей природе марксистскую доктрину. В программе КПРФ говорится об «исключительной важности» сталинских идей индустриализации, коллективизации и культурной революции.

Это же прослеживается и в лево-консервативной риторике КПРФ. Партийные мыслители характеризуют Сталина как «славянофила» и подчеркивают «государственно-патриотический» аспект его идей. Сюда же можно отнести и идеи о крепком государстве, и обещания новой форсированной индустриализации, и державность с критикой глобализма.

В сочетании с толерантностью к христианству почитание Сталина порой напоминает религиозное рвение. Коммунисты любят вспоминать его учебу в духовной семинарии и ищут свой духовный «путь к Сталину». Не отстает в этом плане и Геннадий Зюганов: если Иисус, по его мнению, был «первым коммунистом», то крестивший Русь князь Владимир был «первым Сталиным».

Ингредиент №3: щепотка капитализма

КПРФ регулярно ругает капитализм, но продолжает бороться за власть в капиталистическом обществе и по капиталистическим правилам. Следуя этой логике, в партию привлекают все больше бизнесменов, которые не смогли найти места в других политических силах. Как итог, КПРФ превращается из защитника интересов трудящихся в лоббиста интересов тех, кого они считают их «угнетателями».

Спонсорам отдают предпочтение при выдвижении на выборах и нередко назначают на руководящие посты. Наиболее известный пример — выдвижение «красного капиталиста» Грудинина кандидатом в президенты. Издание Ura.ru подсчитало, что на текущих выборах КПРФ выдвинула в депутаты около 100 миллионеров — среди них есть депутат Владимир Блоцкий, чей годовой доход превышает 270 млн рублей, и банкир Вадим Кумин.

Это явно не нравится крылу убежденных коммунистов. СМИ все чаще сообщают о конфликтах в региональных отделениях компартии, намечающемся в партии расколе (который она, разумеется, отрицает) и бегстве ее сторонников в другие левые проекты. В апреле партийные активисты опубликовали открытое письмо, в котором потребовали отставки Зюганов, обвинив верхушку КПРФ в «выталкивании честных коммунистов».

В таких условиях КПРФ логичнее было бы эволюционировать в социал-демократов: отказаться от радикальных марксистских постулатов, оставив ключевые социалистические идеи, вроде прогрессивного налогообложения, повышения пенсий и т.д.

Парадоксально, но стремительная потеря коммунистического лица заставляет компартию все глубже зарываться в марксистко-ленинско-сталинистский догматизм прошлого столетия, изредка обновляя его модными идеями для дополнительных очков. Политологи объясняют это стремлением компартии удержать распадающийся ядерный электорат ностальгирующих по СССР россиян. Но в отсутствие развития будущее самой КПРФ все больше становится под вопросом.

━━━━━

Виталий Рюмшин