«Америка! Мы чувствуем твою боль»: как Россия сопереживала трагедии 11 сентября
Утром 11 сентября 2001 года террористы «Аль-Каиды» (запрещена в РФ) захватили четыре пассажирских самолета. Два из них врезались в башни Всемирного торгового центра (ВТЦ). Трагедия унесла жизни почти трех тысяч человек и стала самым массовым терактом в истории. Вместе с Америкой скорбела Россия — в теракте погибли не менее 26 россиян и выходцев из СНГ. Рассказываем, кем были эти люди, а также как переживали этот день в стране.
Жертвы 11 сентября
Во всемирном торговом центре работали русскоязычные программисты, консультанты, инженеры. Некоторые из них переехали в Штаты в поисках счастливой жизни и наконец устроились на престижную работу. Вот истории некоторых из них:
— 21-летний Владимир Савинкин вместе с семьей мигрировал в США из Одессы — юноша поступил в университет Пейс, устроился в престижную компанию и незадолго до трагедии купил долгожданный автомобиль. Во время теракта отец Владимира смотрел на разрушающуюся Северную башню, в которой находился его сын, и продолжал ему дозваниваться. Но тот уже не брал трубку.
— Программист Игорь Алканаев родился в Баку. Он был очень одаренным ребенком: в школе его даже в шутку называли Пифагором. Мужчина хотел исполнить мечту и заняться журналистикой, но после переезда в Нью-Йорк все же остался в IT-сфере, заняв пост менеджера информационных систем. Ему было 36 лет.
— Ирина Басина, ее муж и сын получили статус беженцев в 1994 году — для них это стало глотком свободы. Девушка параллельно училась и работала переводчиком. Благодаря способностям Ирины один из профессоров помог устроить ее на работу в финансовый холдинг. 11 сентября после работы Басина собиралась пойти за подарком ко дню рождения сына.
— Геннадий Боярский работал консультантом в Северной башне и, как правило, частенько опаздывал на работу, но не в этот раз. Мужчина узнал о своем повышении, поэтому именно 11 сентября решил стать более пунктуальным.
— 47-летний инженер Евгений Князев фактически спас не менее 70 человек: мужчина помог их эвакуировать на еще работающем лифте, но когда пришла его очередь — лифт уже не доехал.
— Борис Халиф был фанатом компьютеров и всего, что с ними связано: в детстве он полностью разобрал и заново собрал свой первый компьютер. Правда, устройство больше не заработало, но мальчик продолжал его «чинить». Упорство привело 30-летнего Бориса на должность консультанта в первую башню ВТЦ. За два года до теракта у мужчины родился сын, которого с первых лет жизни Халиф приучал к любимым компьютерным играм.
— В 1979 году Людмила Ксидо вместе с сыном переехала из Одессы в Штаты — незадолго до долгожданной эмиграции муж и второй сын Людмилы погибли в авиакатастрофе, когда возвращались из Москвы в Одессу с готовыми визами. Женщина решила начать в Америке новую главу жизни: она еще раз вышла замуж и родила двоих детей. Средний сын Людмилы — Барри — постоянно забывал звонить маме из колледжа. 11 сентября он перенес звонок, который мать всегда ждала с нетерпением, на следующий день.
Как на трагедию отреагировали в России
Теракт в США шокировал россиян. Скорбящие москвичи приходили к американскому посольству на Новинском бульваре вне зависимости от времени суток. В какой-то момент цветов под фасадом посольства стало больше, чем на могиле Неизвестного солдата в День Победы, писал «Коммерсантъ».
На столе у южных ворот посольства в окружении двух огромных белых букетов лежал толстый журнал, где каждый мог оставить свои соболезнования американскому народу. Так об этом вспоминал журналист издания Валерий Панюшкин:
Под свечками лежит развернутый альбом страниц в пятьсот, куда люди пишут и пишут. Исписали уже пол-альбома.
— Что пишут? — спрашиваю я работницу пресс-службы посольства, стоящую у входа.
Она в трауре. Серебряная цепочка на щиколотке под черным чулком. Смотрит так, будто погиб кто-то близкий, и говорит тихо, как на похоронах:
— Извините, мы вам не можем показать записи. Это частные записи. Это то, что частные люди хотели сказать не для публикации, а потому, что им жалко погибших.
В тот день Владимир Путин стал первым иностранным лидером, который позвонил Джорджу Бушу, чтобы выразить соболезнования. «Глубоко потрясен сообщениями о трагических событиях, произошедших сегодня на территории США. Серия варварских террористических актов, направленных против невинных людей, вызывает у нас негодование и возмущение…», – заявил президент. Он также добавил, что «все международное сообщество должно сплотиться в борьбе с терроризмом».
Трагедия 11 сентября стала главной темой во всех российских СМИ. На отечественном телевидении старались освещать трагедию в «спокойной» обстановке, «без трупов крупным планом и смертей». Журналисты выражали поддержку и сочувствие американскому народу. Алексей Поликовский писал: «Террористы втолкнули Америку в толпу несчастных, униженных, изувеченных, страдающих народов. Нет больше Америки, на которую мы смотрели с осознанной или неосознанной завистью. Есть наши братья и сестры – американцы. Люди».
На следующий день после трагедии в центре Манхэттена появились первые памятники. Один из них сделал, как писали журналисты, бывший россиянин. Алтарь представлял собой двухметровую гипсовую башню, увенчанную куском стали в память об уничтоженных небоскребах. Вокруг него горело множество свечей и лежали листы ватмана. На одном из них было по-русски написано: «Америка! Россия чувствует твою боль».
Что было потом
В 2005 году российское правительство подарило США скульптуру в память о жертвах теракта 11 сентября. На торжественном открытии присутствовали Владимир Путин и Билл Клинтон.
30-метровая работа Зураба Церетели «Слеза скорби» находится в штате Нью-Джерси. Это большая бронзовая башня, посередине которой зияет рваное отверстие и висит «слеза». Одиннадцать граней основания памятника украшены гранитными табличками, на которых выгравированы имена погибших. Памятник Церетели был и остается символом общей боли двух народов.
После теракта 11 сентября отношения России и США, казалось, потеплели. Страны стали сотрудничать в области борьбы с терроризмом, Буш и Путин считались друзьями и регулярно гостили друг у друга. Но длилось это недолго: политическая конъюнктура снова раскидала россиян и американцев по разные стороны «баррикад».
Когда 16 ноября 2001 года Владимир Путин приехал на место трагедии, он оставил на стене памяти следующую надпись: «Склоняю голову перед жертвами террора. Восхищен мужеством жителей Нью-Йорка. Великий город и великий народ Америки победят».
━━━━━
Эльвира Асмакиян