общество

«11 сентября изменило все»: как теракты в Нью-Йорке повлияли на США и весь мир

Рассказываем о пяти очевидных и не очень очевидных вещах, на которых оставили отпечаток атаки 2001 года
Chao Soi Cheong/AP/TASS
Chao Soi Cheong/AP/TASS

11 сентября 2001 года 19 террористов «Аль-Каиды» (запрещена в РФ) угнали четыре пассажирских самолета. Два из них врезались в небоскребы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. В результате атаки погибли почти 3 тыс. человек, больше 6 тыс. получили ранения. Эти атаки были самыми крупными в истории и оказали колоссальное влияние не только на США, но и на весь мир. Рассказываем, что изменили теракты 11 сентября и как они продолжают диктовать свои правила даже спустя два десятилетия.

1. США перестали быть лидером

В 1990-е гг. в среди американских интеллектуалов была популярна концепция «либерального интервенционализма». Она подразумевала, что США могли и были обязаны защищать демократию и права человека в других странах.

Теракты 11 сентября дали им возможность проверить теорию на практике. Под предлогом войны против террора США вторглись в Афганистан и Ирак и стали преобразовывать их по своему образу и подобию. Спустя 20 лет проект демократического переустройства мира так и остался несбыточной мечтой: США с позором покидают Ближний Восток, а террор остается непобежденным — из созданного Америкой хаоса появились новые группировки, тогда как старые сумели перестроиться и возобновили свою деятельность в еще больших масштабах.

Что более важно: 11 сентября косвенно покончило с глобальным доминированием США. Пока Вашингтон менял режимы в странах третьего мира, гонялся за исламистами и тратил триллионы долларов на бесперспективные войны, его соперники в лице Китая и России набирали силу, а сами американцы все больше задавались вопросом о моральной составляющей действий своих властей.

В 2021 г. раздираемые внутренними противоречиями США очень отдаленно напоминают «светоч свободы», на который раньше ориентировались другие страны. Сегодня никто уже и не вспомнит рассуждения о Pax Americana и «конце истории», а строчки из знаменитой песни немецкой группы Rammstein «мы все живем в Америке» сегодня звучат как эхо безвозвратно ушедшей эпохи.

2. Сформировалось «общество слежки»

Жуткие кадры рушащихся небоскребов и зашкаливающее число жертв заставили американцев чувствовать себя беззащитным и привели к массовой панике. В результате произошло то, что политологи называют «секьюритизацией» — правительству легко удалось убедить общество в наличии довлеющей над ним угрозы и получить санкцию на чрезвычайные полномочия в борьбе с ней.

Уже в октябре 2001 года американские власти приняли спорный «Патриотический акт», расширивший права спецслужб и правоохранителей по наблюдению за гражданами. Постепенно за ними потянулись и другие страны. На улицах городов стало появляться все больше камер с технологиями распознавания лиц и походок, торговые центры и другие людные места начали охранять так же тщательно, как и режимные объекты, а государства усилили контроль над интернетом и средствами связи.

Изначально одержимое безопасностью общество смотрело на это сквозь пальцы, но со временем стало замечать — масштабы слежки переходят все разумные пределы и приводят к злоупотреблениям властью. Как результат: многочисленные скандалы, вроде историй Эдварда Сноудена и Pegasus Project, в которых выяснилось, что вместе с террористами под колпаком оказались политики, журналисты и правозащитники. Сложившийся после 11 сентября уклад жизни нередко называют «обществом слежки» или «цифровым паноптикумом». И обратить это процесс вспять будет не так-то просто.

3. Перелеты стали безопаснее… и неудобнее

Мало кто помнит, что раньше в аэропорт не обязательно было приезжать за несколько часов до вылета, а родные и близкие могли проводить вас чуть ли не до трапа самолета. Когда-то это было естественным порядком вещей, но вольности ушли в прошлое после 11 сентября 2001 года.

Трагедия перевернула представления о безопасности в авиаиндустрии с ног на голову. Именно после нее в аэропорты пришли армии охранников с металлоискателями. Перед полетом пассажиры стали обязаны проходить несколько контрольных пунктов, в каждом из которых их досматривают с ног до головы и проверяют содержимое багажа. Запрет провоза колюще-режущих предметов, жидкостей и ряда других вещей — тоже прямое следствие терактов 11 сентября.

Изменения коснулись и внутреннего убранства самолетов. Если раньше кабина экипажа была открыта, то теперь пилотов и пассажиров разделяют толстые пуленепробиваемые двери. В некоторых самолетах также появились камеры, чтобы экипаж мог следить за тем, что происходит в салоне.

Несмотря на повышенные меры безопасности, происшествия с самолетами все еще случаются. Однако значительное число предотвращенных терактов позволяет заключить: предполетные неудобства — малая плата за возможность добраться до места назначения живым.

4. В культуру вернулись супергерои

Ни для кого не секрет, что супергеройская культура для американского общества — это своеобразная форма психологического эскапизма от реальных проблем. Не случайно появление первых комиксов о Супермене, Бэтмене и других известных по времени совпало с началом Второй мировой войны.

На рубеже 1990-х и 2000-х гг. супергероика как явление массовой культуры переживала кризис и считалась уделом узкой прослойки фанатов. Однако теракты 11 сентября изменили это — травмированному обществу снова понадобилось увидеть образ всесильных людей, способных защитить его от всех угроз.

Сцены с рушащимися небоскребами стали частым атрибутом супергеройских блокбастеров (и вообще всего голливудского кино). Сами супергерои тоже изменились. Вместо апологетов «американского пути» на экран вернулись просто хорошие парни, рассуждающие о морали и справедливости. Их противников тоже привели в соответствие с нуждами эпохи. Так, в «Темном рыцаре» (2008) заклятый враг Бэтмена Джокер превратился из экстравагантного гангстера в безумного экстремиста, а «Железный человек» (2008) показывает историю борьбы дельца оружием Тони Старка с террористами.

Колумнист журнала Vox Эмили ВанДерВерфф описывала современные супергеройские фильмы как «бесконечную попытку переписать 11 сентября». Это как нельзя точно описывает их предназначение.

5. Теракты 11 сентября стали универсальной мерой зла

Атаки 2001 года — крупнейшие в истории человечества как по числу жертв, так и по своей ужасающей «зрелищности». Подобные трагедии случались и до, и после атак на башни-близнецы, но ни одна из них не оставила подобный отпечаток в нашей коллективной памяти. Не будет преувеличением сказать и то, что 11 сентября стало настоящей мерой зла, с которой мы подсознательно стали сравнивать все произошедшие после него акты террора.

О феномене 11 сентября продолжают писать книги, снимать документальные фильмы и бесконечно дискутировать в обществе. Французский философ Жан Бодрийяр в своей работе «Дух терроризма» называл его «абсолютным событием», которое коренным образом изменило мир и предопределило все, что произошло потом. И, вероятно, в чем-то он был прав. Теракты 11 сентября не просто произошли в начале XXI века. Они создали XXI век — таким, каким мы его знаем.

Виталий Рюмшин