Пандемия COVID-19 стала самой смертоносной в истории США. Как это вышло?
COVID-19 официально стал самым смертельным вирусом, с которым когда-либо сталкивались США. Предыдущий рекорд более 100 лет назад поставила пандемия испанского гриппа — тогда в условиях войны и отсутствия лекарств погибли порядка 675 тыс. американцев. Сегодняшняя Америка ни с кем не воюет и имеет доступ к самым передовым медицинским технологиям — и все же она не справляется с COVID-19, от которого умерли уже более 676 тыс. человек. Разбираемся, как американцы боролись с «испанкой» в 1918-1920 гг., что пошло не так на этот раз и какие уроки из этого можно вынести.
Что такое «испанка»?
«Испанка» — это штамм гриппа, который вызвал пандемию в мире в 1918-1920-х гг. Его источник доподлинно неизвестен. По самой расхожей версии, «нулевым пациентом» стал американский военный из тренировочного лагеря в штате Канзас. Другие версии гласят, что грипп мог зародиться во Франции или в Китае. «Испанским» же его назвали потому, что эта страна первой сообщила о вспышке заболевания.
Пандемия «испанки» считается одной из самых смертоносных в истории. За два года вирус заразил около трети населения Земли (550 млн человек). Умерли, по разным оценкам, от 20 до 100 млн человек. Причем первая волна «испанки» была сравнительно мягкой. Больше всего людей умерли во время второй и третьей волн, которые пришлись на осень 1918 г. и в февраль-март 1919 г.
В США «испанка» унесла жизни 675 тыс. человек. Вирус поражал молодых людей и приводил к быстрому разрушению легочных тканей — заразившиеся умирали в течение нескольких дней или даже часов. Сыграли свою роль и военные условия: в стране не хватало медицинского персонала, часть которого находилась на фронте. Кроме того, там действовала жесткая цензура на сообщения о вспышке заболеваний среди военных — из-за этого на «испанку» отреагировали только когда она уже распространилась по всей стране.
Как с ней боролись?
Во время пандемии «испанки» медики еще не практиковали массовую вакцинацию — первый препарат от гриппа появился только в 1940-х гг. Более того, они до последнего не знали, что вызывает болезнь — вирус или бактерии. В отсутствии лекарств американские врачи предлагали всем принимать ежедневно по 30 грамм аспирина, что вызывало сильнейшее отравление и только увеличивало смертность.
В таких условиях единственными методами борьбы с пандемией оставались карантин, а также соблюдение санитарных и гигиенических норм — все то же самое, с чем мы сталкиваемся и сегодня. В США во время «испанки» закрылись школы, церкви и магазины, все публичные пространства старались дезинфицировать, людям рекомендовали воздерживаться от рукопожатий и обязывали соблюдать соцдистанцию и носить маски. За несоблюдение правил наказывали штрафами вплоть до $100.
Не обходилось и без проблем. Летом 1918 года заболеваемость резко пошла на спад, и в США стали быстро отменять карантин. Однако уже к осени разразилась вторая волна «испанки», которая оказалась куда смертоноснее первой.
Эпидемия бушевала в мире два года и пошла на спад только в 1920-м. К этому времени вирусу стало просто некуда распространяться — большинство заболевших либо приобрели иммунитет, либо умерли. Но вопреки всеобщему убеждению, вирус никуда не ушел.
С приобретением коллективного иммунитета «испанка» мутировала и к 1921 году ослабла настолько, что ее уже было невозможно отличить от сезонного гриппа. Впоследствии возбудитель гриппа — вирус H1N1 — продолжил распространяться среди людей и время от времени вызывать вспышки инфекций. Поэтому «испанку» нередко называют «матерью всех эпидемий».
Почему COVID-19 побил рекорд «испанки» в США?
Вопрос о точной летальности от COVID-19 остается открытым. Если брать во внимание соотношение умерших и заболевших, то коронавирус будет менее смертельным, чем испанский грипп. При нем умирают 2,5% зараженных, а при «испанке» — 3,6-18%. Применительно к случаю США можно найти несколько объяснений.
• Американский историк Томас Эвинг обращает внимание на то, что сегодня в США проживает в три раза больше людей, чем в 1918 г. (330 млн против 105 млн). В начале XX века «испанка» убила порядка 0,64% населения страны, а смертность от COVID-19 колеблется в районе 0,15%. Следовательно, если COVID-19 опаснее или по крайней мере сопоставим с «испанкой», то смертность от него должна достигнуть порядка 2 млн человек.
• США слишком поздно отреагировали на появление коронавируса. В самом начале пандемии весной 2020 года президент Дональд Трамп всячески отрицал опасность COVID-19 и говорил, что он не страшнее обычного гриппа. Его администрация не стала объявлять национальный локдаун и отказалась обязывать американцев носить маски. В результате США быстро вырвались на первое место в мире по числу заболевших и умерших.
• Как и в случае с «испанкой», пандемия COVID-19 оказалась отягощена политической борьбой. Правда, если в XX веке вопрос находился в сфере военной цензуры, то в XXI веке эпидемия стала предметом политической борьбы между выступающими за ограничения демократами и борющимися против них республиканцами. Все это приводит к отсутствию единой стратегии по борьбе с пандемией.
• Первые вакцины от COVID-19 появились в обороте в США уже через год после начала пандемии. Однако несмотря на быстрый старт, к лету 2021 г. темпы вакцинации стали замедляться. Америке до сих пор не удалось привить больше 60% населения страны, включая 70 млн взрослых, которые отказываются вакцинироваться по разным причинам. Именно среди них и наблюдается наибольшая смертность.
Что из этого может вынести Россия?
По всему видимому, коронавирус едва ли можно считать опаснее «испанки» — одного из самых смертоносных заболеваний в истории человечества. В прошлом карантинные, санитарные и гигиенические меры уже доказали свою эффективность. Сегодня же они дополнились новыми средствами для борьбы с пандемией — ПЦР-тестами, вакцинами и т.д.
Опыт США XX и XXI вв. показывает, что все эти меры необходимо использовать. В противном случае за недостаточное реагирование, политические склоки и преждевременное празднование победы приходится платить сотнями тысяч жизней.
━━━━━
Виталий Рюмшин