15 лет со дня убийства журналистки Анны Политковской. Что об этом нужно знать?
Анна Политковская не просто журналистка — это женщина, отдавшая жизнь за собственные принципы и помощь людям. Она бесстрашно освещала чеченский конфликт и вела общественную деятельность, боролась с коррупцией и помогала матерям погибших солдат. 7 октября 2006 года ее убили четырьмя выстрелами в кабине лифта своего дома. Заказчик преступления до сих пор не найден. Рассказываем, к чему пришло следствие за 15 лет и почему о Политковской необходимо знать каждому россиянину.
Восемь фактов о Политковской — матери социальной журналистики
1. Анна Политковская окончила журфак МГУ им. Ломоносова — там она познакомилась со своим будущим мужем Александром Политковским, от которого родила двоих детей. Вскоре пара развелась из-за разных взглядов. В 1999 Анна стала обозревателем «Новой газеты» — главного в своей жизни издания. Политковская ездила по горячим точкам в Ингушетии, Дагестане и Чечне.
2. В том же 1999 году началась Вторая чеченская война. Политковская организовала эвакуацию 89 человек из дома престарелых в Грозном и сама расселяла их по России. Но через год местные власти показательно вернули жителей в их дома, хотя война продолжалась и людям не на что было жить. Анна не сдавалась и собирала пожертвования для пострадавших. Автомобили с гуманитарной помощью Политковская сопровождала лично.
3. Захват заложников в театральном центре на Дубровке произошел в 2002 году — тогда Политковская добровольно стала посредником в переговорах с чеченскими террористами. Журналистка была в списке лиц, с которыми боевики согласились разговаривать, потому что Анна посещала Веденский район Чечни — место, откуда они были родом (по мнению террористов, Политковская имела представление о тех ужасах, которые происходили с чеченскими семьями в ходе войны). В результате долгих переговоров заложникам принесли воду.
4. В 2004 году чеченские боевики захватили школу в Беслане — Политковская сразу улетела в город, чтобы принять участие в переговорах и помочь детям, родителям и учителям. Но в самолете Анне стало плохо, и журналистку госпитализировали в Ростов. Как позже утверждала сама Политковская, ее отравил сотрудник ФСБ.
5. Анна помогала солдатским матерям, когда те годами добивались ответа от суда: за что погибли их сыновья в Первой чеченской войне, как устанавливалась личность погибших, когда родным привозили лишь кости и угли? Политковская ходила вместе с ними на заседания и при необходимости поддерживала женщин, которым приходилось десятки раз повторять судьям свои истории.
6. Журналистка не боялась писать о коррупции в высших эшелонах: так в статьях «Чеченский 37-й» и «Касса по имени воина — 2» Политковская рассказала о преступлениях в Министерстве обороны РФ, где спекулировали на похоронном бизнесе, и федеральных войсках. Ей удалось узнать о том, что российская армия нанимает чеченские отряды, причем в самый разгар войны («Карательный сговор»). Расследование стало последней публикацией Политковской в «Новой газете» при жизни.
7. Другой материал Политковской о возможной причастности чеченского руководства к похищениям людей должен был выйти 8 октября, то есть на следующий день после убийства журналистки. Выпуск статьи Анна анонсировала на радио за два дня до гибели, но дописать его так и не смогла. Позже редакция «Новой газеты» опубликует часть статьи о пытках в правоохранительных органах и снимки убитых неизвестных чеченцев.
8. Политковская стала лауреатом премии «Золотое перо России», премии Союза журналистов РФ «Добрый поступок — доброе сердце», получила награду ОБСЕ за освещение ситуации в Чечне и премию Союза журналистов за материалы по борьбе с коррупцией.
Убийство Анны Политковской
7 октября 2006 года в 16:10 Политковская подъехала к своему дому на Лесной улице вблизи Белорусского вокзала — там журналистка снимала квартиру. Анна специально закупилась продуктами, так как в ближайшие дни собиралсь много работать — ее ждал массив документов для будущего материала о пытках в Чечне. Политковская зашла в лифт, и, когда его двери начали закрываться, раздались четыре выстрела, включая «контрольный» в голову.
Киллер заранее проник в подъезд и дожидался журналистку. Он оставил пистолет Макарова рядом с телом, там же нашли четыре гильзы. Затем убийца спокойно вышел из дома и скрылся на поджидавшем его ВАЗ-2104.
Тело Анны, лежавшее в кабине лифта, обнаружила соседка — в 16:21. Когда на место приехала милиция, сотрудник (в нарушение служебных обязанностей) сразу озвучил журналистам имя погибшей. Новость о заказном убийстве разнеслась по всем информагентствам.
Первой версией убийства Политковской следствие назвало профессиональную деятельность. По факту гибели возбудили уголовное дело по ст. 105 УК РФ («Убийство лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга»).
СМИ выдвигали свои версии: Политковскую могли убить из-за информации против чеченской элиты — такие теории называли кратко «чеченским следом». Другие считали, что убийство журналистки было выгодно тем, кого она критиковала — высшему руководству страны и военному командованию. Третьи доказывали причастность оппозиции, которая якобы собиралась таким образом вывести общественность на протесты.
8 октября 2006 года акционеры «Новой газеты» установили вознаграждение в размере 25 млн рублей за информацию, которая привела бы к заказчику, организаторам и исполнителям убийства.
К чему пришло следствие
В начале 2008 года руководитель Главного следственного управления СК России Дмитрий Довгий заявил, что заказчиком был предприниматель Борис Березовский, который обратился за помощью к чеченскому авторитету Хож-Ахмед Нухаеву. Однако никаких объективных доказательств причастности олигарха к убийству Политковской так и не нашлось.
В итоге к срокам приговорили шестерых человек, пятеро из которых не признали своей вины. Шестым был бывший милиционер Дмитрий Павлюченков, он получил 11 лет колонии — сначала он признался в организации слежки за журналисткой, но потом заключил сделку со следствием, избавив себя от статуса организатора.
Двое получили пожизненное — уроженец Чечни Лом-Али Гайтукаев, которого следствие считало организатором преступления, и его племянник Рустам Махмудов (признан исполнителем). Гайтукаев в июне 2017 года умер в колонии. Братья Махмудовы Ибрагим и Джабраил получили 12 и 14 лет лишения свободы соответственно, а бывший оперативник Сергей Хаджикурбанов был осужден на 20 лет колонии строгого режима. Всем троим присвоили статус «посредников». Официально заказчик до сих пор не найден.
На протяжении 2014-2015 года следствие почти не велось. В 2018 году Европейский суд по правам человека признал расследование об убийстве «не достигшим минимального порога эффективности», после чего постановил выплатить семье Политковской €20 тыс. Также ЕСПЧ признал нарушение прав журналистки согласно ст. 2 Конвенции, по которой следствие не нашло заказчика и не проверило связь убийства с профессиональной деятельностью.
7 октября 2021 года истекает срок давности преступления. Это значит, что даже если заказчика наконец найдут, то он уже не понесет ответственность за преступление. Бывший коллега Анны Сергей Соколов уверен, что следователи давно знали «бенефициара»: «Следствие тянуло до этой даты, как могло, ведь заказчик — это политика. И, судя по всему, большая политика. А раз так, то лично я уверен: заказчик известен. Ему просто выдали индульгенцию».
Пять важных работ Политковской
— «Цена разговоров». Репортаж, написанный по воспоминаниям о теракте на Дубровке, в результате которого погибли не менее 130 человек (по официальном данным).
— «Люди исчезающие» о судьбе чеченца Зелимхана Мурдалова, которого на территории Чечни арестовал ханты-мансийский омоновец. После этого Мурдалов исчез, а на почту Анны стали приходить угрозы, авторство которых приписывали Лапину — силовику, задержавшему чеченца.
— «Центровой из Центороя». Интервью Политковской с Рамзаном Кадыровым — на тот момент первым зампредом правительства Чечни.
— «Путешествие в ад. Чеченский дневник» — документальная книга Политковской о происходящем во время Второй чеченской войны, изданная в 2000 году.
— «Вторая чеченская» опубликована в 2002 году в продолжение предыдущей книги «Путешествие в ад. Чеченский дневник». Как обозначила миссию книги сама Анна: «Люди часто спрашивают одно и то же: “А зачем вы все это пишете? Зачем нас пугаете? Зачем это нам?” По одной простой причине: мы современники этой войны, и все равно нам отвечать за нее. И тогда не отговоришься классическим советским: мол, не был, не состоял, не участвовал».
━━━━━
Эльвира Асмакиян