Фото: Правительство РФ
Фото: Правительство РФ

Чемпионат мира по программированию. Победили наши

Как вы себе представляете финал чемпионата мира? Редакция Black Science побывала 5-го октября на этом мероприятии — рассказываем, как все прошло

Вот как вы себе представляете финал чемпионата мира? Красотки в кокошниках, разрисованные во флаги мужчины, кричалки, вувузелы, добрые полицейские, не увозящие в околоток за распитие на улице...

Как вы можете догадаться, финал чемпионата мира по программированию среди университетских команд ICPC (International Collegiate Programming Contest) выглядит не так. Несколько сотен молодых людей (не в смысле только «мальчиков» — «девочки» тоже есть, хотя и в меньшинстве) сидят и кодят почти в полной тишине.

Стороннему человеку решительно непонятно, что происходит. Ребята по трое программируют в огромном опенспейсе-коворкинге. Огромном буквально, дело в Центральном Манеже возле Кремля. На экранах нет повторов как в футболе, но будто на бирже индексы товаров, или рейсы в огромном международном аэропорту, меняются позиции команд университетов.

Вот тут уже «индексов нет», так что поверьте на слово. Зато видно «офис», в котором пришлось работать
Вот тут уже «индексов нет», так что поверьте на слово. Зато видно «офис», в котором пришлось работать
Команда из Минска из БГУ приходит в себя
Команда из Минска из БГУ приходит в себя

Как вы уже догадались, мы, члены редакции Black Science, побывали вчера, во вторник 5-го октября, на этом мероприятии.

Разобраться помогли тренер команды Высшей школы экономики Михаил Густокашин и, как сказали бы в «сурьезных» печатных газетах, собеседник из одной из компаний-спонсоров, пожелавший остаться анонимным.

Участники решают задачи по алгоритмическому программированию. Если вы боец диджитального или IT фронтов, то подобное вы встречаете в области заднего конца, то есть бэкенда. Времени несколько часов, задач более 10, учитывается количество решенных задач, количество попыток, затраченных на решение и, при прочих равных, время, затраченное на каждую задачу.

Проверка на возраст: знакомы ли вы с «Энциклопедией профессора Фортрана»? Вот эпизод про алгоритмы. Притча на все времена!
Проверка на возраст: знакомы ли вы с «Энциклопедией профессора Фортрана»? Вот эпизод про алгоритмы. Притча на все времена!

В отдельном зале ведется трансляция со звуком и комментаторы (хорошо, что не Губерниев) пытались объяснять хотя бы простейшие задачи. Непосвященным все равно не понятно. Мы запомнили одну, которая по рисунку на салфетке была похожа на задачу про космос. На самом же деле она заключалась в созависимом движении нескольких точек по сфере.

Коллега Губерниев выше был к ночи помянут не просто так. Все это очень похоже не любые гонки, в том числе и биатлон. Почти всю дистанцию лидер был один, но по итогу сменился. За час до конца времени таблицу «гоночных команд» заморозили. На первом месте числились участники из Сеула. На втором — петербуржцы, на третьем — нижегородцы.

А по итогам, как и в гонках, долговременный лидер не выдержал и сдал, а те, кто дышал ему в спину, обошли «на повороте». В итоге первые — студенты Нижегородского госуниверситета им. Н. И. Лобачевского, вторые — ИТМО из Петербурга, третьи — из Сеульского госуниверситета, четвертые — из МИФИ. И это все золото. Еще 4 команды — серебро, и с 9 по 12 — бронза.

Поздравляем и мы!
Поздравляем и мы!

Мы болели за «Вышку», потому что оказалось, что они единственные на более чем сотню команд были вдвоем. Третьего не пропустили международные организаторы, потому что у него не было прививки. По настоящему медотводу, но все равно не пустили. Они долгое время, почти до последнего, держались в призах, но и по итогам сильно не упали. Молодцы. Дуэт сработал «за себя и за Сашку».

Но живьем мы пообщались только с ребятами из Казахстана. Могучий, широкоплечий, почти двухметровый парень (хоть и сутулый слегка — все-таки много времени проводит за компьютером) рассказал, что занимается «спортом» уже шесть лет, ему очень нравится участвовать в соревнованиях, проводить время с членами своей команды. Правда признался, что «… все было круто… пока не начали решать задачи...»

P.S. Спросили у тренера «вышкинцев» еще, спорт ли это в чистом виде? В том смысле, посвящают ли ребята всю жизнь соревновательному кодингу, или все-таки переходят в прикладное русло. Оказывается, профспортсменом стать нельзя. В финале дозволено участвовать лишь 2 раза. Ну и не страшно. Ведь многих участников уже давно захантили крупные компании. Росатом и еще много других технологических гигантов участвуют во всем этом не из тяги к спорту. Они с распростертыми руками ждут чемпионов по кодингу. У них есть сложные инженерные, технические и научные задачи для этих отвязных парней и девчонок.