Olga Tutunaru/Unsplash
Olga Tutunaru/Unsplash

Приговорен к Джеку Лондону и Чарльзу Диккенсу: почему преступников заставляют читать

«Книга может перевернуть осужденным мир. И на них, как на чистых листах, получится нарисовать что-то хорошее»

На Украине за кражу автомагнитол двух мужчин приговорили к чтению Марка Твена, Джека Лондона и Тараса Шевченко. Таким образом им заменили тюремное заключение — и это не шутка. Подобный прецедент происходит не впервые в мировой судебной практике. Мы решили разобраться вместе с юристами, насколько такое наказание эффективно.

Известные кейсы

Украина. В начале 2021 года двое молодых людей в возрасте 19 и 23 лет решили украсть автомагнитолы из припаркованных машин. Но их заметили охранники, поэтому нарушителям пришлось бросить украденное и скрыться. Спустя некоторое время они все же решили вернуться за трофеями, их сразу же поймали. Оба сознались в содеянном.

20 октября Малиновский суд Одессы признал молодых людей виновными в краже. За это закон предписывает тюремное заключение сроком до трех лет. Но после допроса виновников судья понял, что кругозор молодых людей крайне скуден:​​ «Не по возрасту, а по развитию указанные лица — почти дети, со своим ограниченным внутренним миром, своими оскорбительными и уязвимыми чувствами».

И в итоге, взяв во внимание сотрудничество со следствием, суд постановил заменить заключение испытательным сроком на год и чтением классики. В список вошли «Приключения Тома Сойера» и роман «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена, роман «Белый Клык» Джека Лондона и стихотворение Тараса Шевченко «Проходят дни, проходят ночи…» («Минають дні, минають ночі…»)

Великобритания. В начале сентября суд обязал бывшего студента к чтению Джейн Остин, Чарльза Диккенса и Шекспира. 21-летний Бен Джон скачал из интернета 70 тыс. документов экстремистского содержания, включая инструкции по изготовлению бомб.

Молодому человеку дали два года условно и еще два года лишения по лицензии. Изначально суд присяжных признал Джона виновным за владение общественно-опасной информации, за которую ему грозил тюремный срок до 15 лет.

Но судья назвал инцидент «актом подростковой глупости», после чего спросил у виновного, читал ли он классическую литературу. Когда судья услышал отрицательный ответ, то постановил в обязательном порядке изучить английскую классику: «Подумай о Харди. Подумай о Троллопе». Теперь каждые четыре месяца экс-студент должен приходить в суд и пересказывать книги, отвечая на дополнительные вопросы.

Турция. В 2019 году 75-летний пенсионер Али Шахин оскорбил президента страны Реджепа Эрдогана в одной из местных кофеен за светской беседой. Мужчину приговорили к чтению 24 книг, в том числе биографии лидера Турции, сборника речей основателя Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка, книги о попытке переворота в Турции в июле 2016 года, а также исторической и религиозной литературы. Шахин назвал произошедшее клеветой и попытался оспорить решение суда, но был вынужден подчиниться.

США. В 2010 году 15-летний подросток, у которого еще не было прав, взял мамин Mercedes и сбил другую машину. 59-летняя женщина за рулем погибла, а испуганный виновник скрылся с места происшествия. Позже он раскаялся. Его обвинили в непредумышленном убийстве и приговорили к заключению в исправительной колонии до достижения 19 лет.

Судья счел, что справедливым дополнением к основному наказанию будет ежемесячное чтение любимых книг жертвы, в число которых входила «Над пропастью во ржи». «Ты мог бы быть Холденом Колфилдом. Тебе еще многому предстоит научиться, в том числе ответственности о себе и окружающих», — сказал судья в день вынесения приговора.

Иран. Законодательство Ирана разрешает суду выбирать альтернативные наказания для граждан, совершивших мелкие правонарушения. Так, судья Касем Накизаде из города Гонбад-и-Кавус предлагал виновным купить пять книг на его усмотрение и в качестве наказания письменно их пересказать. А получившиеся конспекты принести судье на проверку. В обязательном порядке преступники должны были приобрести сборник изречений пророка Мухаммеда. После сдачи «экзамена» книги передавались тюремной библиотеке.

Суд выбирал доступные книги, чтобы их мог прочитать любой, независимо от уровня грамотности и возраста. Дополнительная выгода состояла для заключенных: как подчеркивал судья Накизаде, чтение уменьшало количество драк.

А в России такое возможно?

Теоретически — да, говорит PostNews адвокат Дмитрий Аграновский. Суд может возложить на осужденного определенные обязанности: не выходить из дома после определенного часа, не менять место жительства без уведомления или чтение конкретной литературы. «По крайней мере, запрета на чтение в законе нет. Просто у нас к этому никто не прибегает. А жаль», — считает Аграновский.

По словам адвоката Максимилиана Бурова, чтение можно предписать под видом исправительных работ, но немного в ином формате: «Человека можно устроить редактором, и он будет искать ошибки в книгах, — рассуждает он в беседе с PostNews. — Важно, что в России исправительные работы должны приносить общественную пользу».

Еще в XX столетии советский педагог Антон Макаренко воспитывал беспризорников путем чтения литературы. «В СССР считалось, что сам по себе человек добр, но система и общество — злые. Поэтому человека можно изменить к лучшему», — говорит Дмитрий Аграновский.

Насколько эффективно такое наказание?

Вопрос о том, можно ли заменять уголовное наказание чтением книг, по-прежнему открыт. Исключение составляют случаи, когда тюремное заключение дополняют чтением классики. «Книга может перевернуть осужденным мир. И на них, как на чистых листах, получится нарисовать что-то хорошее», — считает Аграновский.

В деле с украинцами, которые украли автомагнитолы, смысла в тюремном заключении нет, уверен Буров: «Кому эти ребята нужны на зоне, рядом с убийцами и насильниками? Это шкодники, которые гнались за экстримом». По мнению адвоката, наказание в любом случае должно исправлять, а не угнетать — обязательные работы в данном случае были бы более эффективны.

Большинство несовершеннолетних подзащитных Аграновского «педагогически запущены и в жизни не видели ничего хорошего», поэтому чтение книг могло бы открыть для них другой мир: «Я бы начал с головы и предписал чтение классики не только осужденным, но и всей нашей исправительной системе, чиновникам всех уровней. Литература действительно может поменять человека».

Чтобы проверить, насколько эффективно чтение книг в альтернативу тюремному заключению или другой мере наказания в России, можно провести опыт — вынести тысячу таких приговоров и посмотреть статистику рецидивов, утверждает Буров. Такой эксперимент уже проводился в США в 1990-х — участники программы по замещению тюрьмы литературой оказались склонны к рецидиву меньше, чем реальные заключенные: 19% против 42%.

Буров уверен, что такой эффект возможен и в России: «Я привык видеть убийства и насилие, но даже я не смог досмотреть до конца “Белый Бим Черное ухо”. Хоть это и фильм, снятый по книге, я уверен, что если такие люди ознакомятся с поучительными примерами из культуры, то это найдет в них отклик».

━━━━━

Эльвира Асмакиян