В России все чаще судят за фото на фоне храмов. Это и вправду оскорбляет чувства верующих?
За последние два месяца в России возбудили уже три уголовных дела за оскорбление чувств верующих — в отношении блогера Руслана Бобиева и его девушки Анастасии Чистовой, OnlyFans-модели Лолиты Богдановой и петербургской блогерши Ирины Волковой. Во всех эпизодах фигурируют интимные фото на фоне православных храмов и соборов. Но можно ли квалифицировать это как преступление? Мы решили разобраться и задали этот вопрос священнику, юристу и художнику.
Главное о трех делах
— Таджикский блогер Руслан Бобиев вместе со своей девушкой сфотографировался на фоне храма Василия Блаженного. На снимке девушка в полицейской форме на коленях имитирует половой акт. Полиция задержала их 30 сентября. За оскорбление чувств верующих суд приговорил Бобиева и Чистову к 10 месяцам колонии.
1 октября за нарушение режима пребывания в стране Замоскворецкий суд постановил выдворить Бобиева из России и оштрафовал его на 5 тыс. рублей. Также ранее пара получила по десять суток ареста за неповиновение полиции.
— 22-летняя модель Onlyfans Лолита Богданова (известная как Лола Банни) тоже стала фигуранткой уголовного дела по ст. 148 УК РФ («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий») — на видео девушка оголила грудь на фоне храма Василия Блаженного. По словам модели, видео было снято «два или три года назад» и публиковала его не она. Пока фигурантке дела избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде.
— За фотографию с интимным подтекстом 31 октября была задержана жительница Петербурга Ирина Волкова — на снимке девушка сидит на корточках спиной к камере в одних стрингах и футболке на фоне Исаакиевского собора. Рядом с ней стоит молодой человек.
В Исаакиевском соборе заявили, что не собираются обращаться в правоохранительные органы из-за снимка: «Мы не можем управлять тем, что происходит за пределами Исаакиевского собора! Мы музей!» Тем же днем суд Санкт-Петербурга отпустил девушку, потому что доводы следствия показались ему неубедительными. На суде Волкова призналась в содеянном, добавив, что «немножко заигралась в инстаблогера». В итоге суд отпустил девушку, но уголовное дело по-прежнему возбуждено.
Мнение первое: за такие поступки нужна ответственность, но не тюрьма
Протоиерей Михаил Васильев
Уровень социальной ответственности у барышни из Петербурга довольно низкий. Очевидно, что даже татуировки на ее теле не смогли повысить девушке самооценку, чтобы стать состоявшимся инстаблогером. Для этого ей потребовались святыни Русской православной церкви и дорогой сердцу русского человека Исаакиевский собор.
Привлекать к ответственности подобных барышень необходимо, чтобы остальные запомнили правильный свет светофора. Не дай бог, конечно, сажать их в тюрьму. Надеюсь, суд учел позицию РПЦ. Для наказания за оскорбление чувств верующих существует административный кодекс или исправительные работы, которые помогли бы человеку сформировать «мышечную память» о том, где можно разгуливать в нижней белье.
Теперь в системе ценностей девушки появится маркер, который заставит ее в следующий раз думать, прежде чем присаживаться в неподобающем месте. Для этого есть туалетные кабинки, где уместней находиться в подобной позе, нежели на центральной части культурного центра Санкт-Петербурга.
Здесь идет речь о семейном воспитании и отсутствии внутренних нравственных императивов. Такая особа вряд ли сможет представляться добропорядочной женщиной и матерью: на осинке не растут апельсинки.
Мне кажется, все же есть разница между фотографией блогера из Таджикистана и петербурженки. В первом случае мы видим неуважение со стороны иностранного гражданина, который приехал к нам в гости. А если он еще и инаковерующий, то такой поступок еще более недопустим. Более того, имитация полового акта в месте, которое ассоциируется с сердцем России, Красной площадью, — по-моему, само по себе вызывает чувства и у всей христианской Европы.
Сотрудников полиции должно обидеть то, что мигранты использовали на снимке их служебную форму. Таких приезжих необходимо депортировать из страны. На мой взгляд, их уместно привлекать к принудительным работам, поэтому приговор в 10 месяцев мне представляется уместным. Сравнение петербурженки и гражданина Таджикистана — это как сравнение ДТП разной степени тяжести.
Мнение второе: это нонсенс и непонятно, где теперь можно фотографироваться
Юрист Руслан Авдеев
Кажется, что государство обратило внимание на преступления, которые не замечало раньше. 148 статья УК РФ предполагает ответственность за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные, самое главное, с целью оскорбления чувств верующих.
Для публичности достаточно выложить фото или видео в соцсетях. Неуважение к обществу можно доказать с помощью снимков с интимным подтекстом на фоне православных объектов. А вот оскорбление чувств верующих — самое тонкое место во всем составе преступления. Если бы такой снимок сделали внутри храма, то умысел был бы куда понятней. Как в случае с Pussy Riot, которые целенаправленно пошли на оскорбление РПЦ.
Но когда девушку, которая обнажает части тела на фоне храма Василия Блаженного, привлекают к уголовной ответственности, возникает много вопросов. Я считаю, что мы переходим грань. Формальный подход с возбуждением уголовного дела не облегчает состояние оскорбленных верующих, а, наоборот, сеет вражду. Девушка, приговоренная к 10 месяцам колонии, вряд ли выйдет в следующем году на свободу с осознанием того, что она совершила преступление. Кроме того, теперь совершенно непонятно, где можно фотографироваться.
Статья 148 УК РФ — излишняя в российском законодательстве. Ее необходимо декриминализировать или заменить уголовное наказание административным.
Многие наши храмы давно не только места для богослужений, но и туристические объекты. Редкий гость столицы не сделает снимок на фоне храма Василия Блаженного. И в этом свете говорить о том, что любой, позирующий на фоне православных мест, может совершить преступление, это нонсенс.
Мнение третье: провокация — это нормально, и ограничивать творчество нельзя
Художница Юлия Пекер-Моховикова
Я понимаю, что такие снимки могут быть как перфомансом, так и обычным хулиганством. Но давать уголовное наказание даже за второе все равно нечто из ряда вон выходящее. Эти люди могут быть художниками, выражающими протест — но тогда важны форма и посыл, а также сам факт, есть ли в содержании снимка искусство.
Снято множество фильмов и клипов, провоцирующих церковь и религию на почве недоверия к этому институту. В 2018 году выставка Биеннале была посвящена как раз свободе искусства, где затрагивались подобные темы. Секс, смерть, религия и политика — основные нарративные столпы в искусстве всех времен и народов. Поэтому религия много где эксплуатируется, зачастую даже довольно брутальным способом.
У итальянского художника Маурицио Каттелана есть работа, где метеорит как будто раздавил Папу Римского и разделил его на две части. Такая работа, на мой взгляд, куда жестче, чем снимки на фоне православных мест. Поэтому я считаю ненормальной реакцией на творчество, когда выражение других художников ограничивают.
Художник должен быть всегда готов к высказыванию, тем более провокационному, и помнить о чувствах тех групп населения, на которых и против которых направлена его работа. Другое дело, когда реакция на работу несоизмерима самому действию. Сажать в тюрьму молодого человека, который высказался таким хулиганским способом, неправильно. Мне кажется, в данном случае сам блогер должен был объяснить смысл снимка и социальный подтекст, если таковой был. Но он просто извинился.
━━━━━
Эльвира Асмакиян