4 PM production/Shutterstock
4 PM production/Shutterstock

В Госдуме поддержали законопроект об отмене обязательного техосмотра. Что изменится?

Предполагается, что автомобилисты смогут сэкономить на техосмотре более 100 млрд рублей

9 ноября Госдума приняла в первом чтении законопроект об отмене обязательного технического осмотра личного автотранспорта. Он останется необходим при постановке на учет, смене владельца, изменении конструкции или замене основных агрегатов. Рассказываем о том, что изменится для автомобилистов и какие у закона могут быть последствия.

Что изменится?

• Госдума проголосовала за принятие в первом чтении законопроекта об отмене обязательного техосмотра для «легковых автомобилей и мототранспортных средств», принадлежащих гражданам и «используемых ими исключительно в личных целях». Депутаты должны представить поправки к проекту до 8 декабря 2021 года.

Документ предполагает отмену обязательного техосмотра автомобилей и мотоциклов, не задействованных в коммерческих перевозках. Авторы проекта отметили, что вероятность ДТП легковых автомобилей и мотоциклов с неисправностями, но имеющих полисы ОСАГО, очень низкая.

Техосмотр останется обязательным для личных легковых автомобилей старше четырех лет в нескольких случаях: если их переоформляют на нового владельца, ставят на учет, меняют конструкцию или заменяют основные агрегаты.

Законопроект не распространяется на автобусы, грузовики и такси. Они должны будут проходить процедуру, так как используются для перевозок пассажиров и грузов.

Авторами законопроекта выступили первый вице-спикер Совфеда, секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак, вице-спикер Госдумы Сергей Неверов, председатель комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев и глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов.

Зачем нужен этот законопроект?

Законопроект избавит автовладельцев от регулярных «утомительных и бессмысленных процедур», объяснил секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак. Сенатор добавил, что главное — максимально оперативно обеспечить принятие законопроекта в Госдуме, чтобы он заработал как можно скорее.

Турчак считает, что действующие правила проведения техосмотра устарели, а сами процедуры превратились в формальность. Многие люди воспринимают техосмотр как дополнительный налог или даже оброк при оформлении полиса ОСАГО.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что принятие закона облегчит жизнь владельцам 50 млн транспортных средств. Премьер-министр Михаил Мишустин еще в сентябре этого года говорил, что правительство поддержит инициативу, так как автолюбители сами активно следят за собственной безопасностью.

В Общероссийском народном фронте подсчитали, что благодаря упразднению ТО граждане смогут сэкономить более 100 млрд рублей. Решение по ужесточению прохождения процедуры обошлось бы автовладельцам в сумму от 100 до 200 млрд рублей.

В правительстве поддержали законопроект, но с оговоркой

Правительство одобрило законопроект, но потребовало внести в текст правки. Его нужно привести в соответствие с Договором о Евразийском экономическом союзе.

Альтернативный законопроект, внесенный депутатами из «Справедливой России», Госдума отклонила, указав, что авторы исключили возможность добровольного технического осмотра автомобилей.

Теперь документу необходимо пройти второе и третье чтение. Только после этого Госдума определит срок вступления законопроекта в силу. А пока техосмотр придется проходить по актуальным правилам.

Техосмотр может стать дороже

По словам главного редактора журнала «За рулем» Максима Кадакова, стоимость техосмотра для коммерческого транспорта может увеличиться за счет спекуляций самих же структур: «Когда операторы техосмотра говорят, что все рухнет, то они преследуют простую цель — сохранить свой бизнес». По мнению Кадакова, транспорта, который подлежит техосмотру, будет меньше, но это не значит, что его не останется совсем.

Кадаков уверен, все разговоры о повышении цен для этих категорий автовладельцев заводятся для того, чтобы поднять стоимость техосмотра. На деле потенциальных клиентов если и станет меньше, то не критично: техосмотр все также будет нужен коммерческому и пассажирскому транспорту, такси, каршерингу, автомобилям для коммерческих перевозок и машинам старше четырех лет.

━━━━━

Никита Прунков