Адмирал ВМФ заявил, что «Курск» погиб от столкновения с подлодкой НАТО. Это так?
Экс-начальник штаба ВМФ Вячеслав Попов, который в 2000-е командовал Северным флотом, рассказал, что в атомную подлодку «Курск» врезалась субмарина НАТО, из-за чего российское судно пошло на дно. Ранее следствие исключило эту версию — официальной причиной трагедии считается взрыв в торпедном аппарате. Объясняем, откуда взялась теория о вражеской подлодке и почему она может быть больше всего выгодна самому адмиралу Попову.
О чем рассказал адмирал?
По версии Попова, сигналы SOS 12 августа 2000 года подавала не российская подлодка «Курск», а находившаяся рядом субмарина НАТО. На «Курске» не было механизмов, которые могли бы передавать сообщение на таких волнах. Судно НАТО следило за «Курском», но слишком близко к нему подошло, либо же «маневр “Курска” привел к потере контакта», из-за чего последовало столкновение. Адмирал добавил, что российские военные записали возникшие стуки, разносившиеся с глубин, и отправили их для анализа в акустическую лабораторию.
Результаты экспертизы подтвердили, что сигнал подавался механизмами, которых не было на российской подлодке. Металлические стуки обозначали сигнал SOS. Найдя источник звуков, специалисты обнаружили признаки неподвижного подводного объекта, осевшего на грунте. Последующий анализ подтвердил иностранное происхождение этой подлодки, добавил Попов. Вскоре неподалеку от нее был обнаружен и сам «Курск». Настоящее название иностранной подлодки известно Попову с вероятностью 90%, но озвучивать его он отказался, поскольку у него нет прямых доказательств.
«Глубоко убежден, что это была иностранная подводная лодка, которая тоже пострадала и пострадала в результате двух элементов: в результате столкновения с “Курском” и последующего большого взрыва боезапаса на “Курске”. Вот эти два фактора повредили и ее», — объяснил адмирал. Попов и ранее настаивал на версии столкновения «Курска» с судном НАТО, но о деталях не сообщал.
Официальная версия трагедии
Подлодка «Курск» потерпела крушение 12 августа 2000 года во время учений в Баренцевом море в 175 км от Североморска. Все 118 членов экипажа погибли. В сентябре — октябре 2001 года лодка была поднята со дна, а затем утилизирована.
По официальной версии, на «Курске» произошла утечка компонентов топлива торпеды в аппарате № 4. После первого взрыва начался пожар — он повлек за собой детонацию торпед, находившихся в первом отсеке лодки. Второй взрыв привел к разрушениям других отсеков субмарины. По более позднему заявлению следствия, торпеды указанного типа оказались небезопасными для использования.
Почему версия с подлодкой НАТО была отвергнута?
Источники «Интерфакса» рассказали, что версия Попова не подтвердилась еще на стадии расследования и возобновлять его не будут. «С самого начала такая версия у следствия имелась. Было собрано и изучено немало материалов, но доказательств столкновения как причины гибели “Курска” нет», — заявил собеседник агентства. Пресс-секретарь Дмитрий Песков отказался комментировать выступление Попова, сославшись на окончательные выводы следствия.
Военный эксперт Виктор Литовкин объясняет внезапные признания бывшего командующего Северным флотом желанием снять с себя ответственность — адмирал Попов был уволен со службы как раз после объявления результатов расследования. «Когда о столкновении говорят публично спустя 20 лет после трагедии, то это похоже на то, что военноначальник пытается выгородить себя, обелить не очень красивую собственную роль в этой истории», — уверен эксперт.
«Вследствие незнания адмиралом В.А. Поповым и его подчиненными конкретной обстановки, невыполнения требований руководящих документов ВМФ в случае отсутствия всплытия подводной лодки в установленное время в надводное положение, а также из-за принятия ошибочных решений в процессе ожидания всплытия подводного крейсера он был объявлен аварийным с опозданием на 9 часов».
Тем не менее капитан 1-го ранга запаса Константин Сивков напомнил, что о версии столкновения «Курска» с субмариной НАТО моряки говорили и раньше, включая его самого: «Все было очевидно еще в дни трагедии». Тогда речь шла о том, что американская лодка прибыла в норвежский порт на ремонт. Моряки отмечали, что действительно видели в том районе радиобуй иностранной субмарины. Противолодочная авиация РФ также обнаружила след радиобуя у берегов Норвегии.
Какие версии были еще?
— Атака американской подлодки. Версию о том, что «Курск» был торпедирован американской подводной лодкой, официальное расследование опровергло. Однако именно этим сценарием решил воспользоваться французский режиссер Жан-Мишель Карре при создании фильма «Курск. Подводная лодка в мутной воде», который вышел в 2005 году. По версии Карре, российская подлодка проводила показательное испытание с новой торпедой «Шквал» — за этим наблюдали две американские подводные лодки «Мемфис» и «Толедо». Чтобы предотвратить выстрел «Курска» по «Толедо», «Мемфис» открыл огонь по российской субмарине.
— Торпедирование учебной ракетой. Технический эксперт Юрий Антипов говорил, что учебная подводная ракета «Шквал» была запущена самим «Курском». По его мнению, она отрикошетила от неустановленного объекта и попала в российскую подлодку. Чтобы избежать удара торпеды, капитан «Курска» дал команду на экстренное погружение, но субмарина не успела уйти с траектории торпеды.
— Мина времен Второй мировой войны. Бывший вице-премьер Илья Клебанов предполагал, что трагедия произошла из-за столкновения «Курска» с противокорабельной миной времен Великой Отечественной войны, что привело к детонации торпеды.
— Попадание ракеты. Капитан первого ранга Александр Лесков указывал на то, что подлодка такого размера, как «Курск», не имела права находиться под водой в этом месте из-за небольшой глубины моря. В связи с этим он предположил, что лодку поразила ракета класса «земля-земля». Председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников, капитан 1-го ранга Игорь Курдин назвал эту гипотезу несуразной.
— Террорист-смертник. В первые дни трагедии сайт «Кавказ-центр» распространил сообщение о том, что взрыв на субмарине устроил террорист-смертник из Дагестана. Под подозрение попал прикомандированный к экипажу гражданский специалист завода «Дагдизель» родом из Дагестана Мамед Гаджиев. Однако следствие установило невиновность Гаджиева, назвав заявление «Кавказ-центра» актом пропаганды.