«Политическая ошибка исторического масштаба»: почему Россия видит угрозу в расширении НАТО
Расширение НАТО снова становится центральной темой для России. Весь ноябрь политики только и говорят о «красных линиях» в отношении Украины, а президент РФ Владимир Путин уже дважды требовал от США гарантировать нерасширение альянса. Объясняем, почему вступление в НАТО восточноевропейских государств настолько больная тема для Москвы — кратко (20 слов), расширено (100 слов) и развернуто (500 слов).
Краткое объяснение: в 20 словах
Россия воспринимает расширение НАТО как военную угрозу из-за продвижения альянса к ее границам и отказа США давать юридические гарантии безопасности.
Расширенное объяснение: в 100 словах
За всю многолетнюю историю НАТО пережил несколько волн расширения. Однако самыми важными стали две — 1999 и 2004 гг., когда к альянсу присоединились страны бывшего социалистического блока, а также входившая в состав СССР Прибалтика.
Идея распространить военное присутствие США и их союзников на новые территории с самого начала столкнулась с критикой и непониманием. Как показала практика, опасения не были беспочвенными.
Расширение НАТО перекроило военно-политическую карту Европы. Однако на этом альянс не остановился и продолжил наращивать влияние — теперь уже на территории бывшего СССР. При этом его руководители не смогли внятно объяснить Москве мотивы своих решений и наотрез отказались идти на уступки для того, чтобы успокоить ее. Все это заложило основу для будущего конфликта.
Развернутое объяснение: в 500 словах
Об укрупнении НАТО за счет государств бывшего соцблока заговорили незадолго после распада СССР и окончания холодной войны. По словам профессора Бостонского университета Джошуа Шифринсона, США пришли к этому еще в 1992 году. Однако подходы республиканцев и демократов по вопросу расширения различались.
Администрация Джорджа Буша-старшего видела в этом возможность закрепить американскую гегемонию в Европе и пресечь любые попытки ЕС добиться военно-политической самостоятельности. А для сменившего его Билла Клинтона НАТО был средством закрепления демократии в бывшем соцблоке.
Тем не менее к идее расширения были серьезные вопросы. В 1990-х гг. на Западе считали, что НАТО — это пережиток холодной войны, которому следует либо уйти в историю вслед за СССР и Организацией варшавского договора (ОВД), либо радикально трансформироваться. Расширение альянса никак не решало этой проблемы и только создавало дополнительное неудобство Западу. И по этой причине политологи не видели в нем никакого практического смысла.
В 1996 году аналитик американского института политических исследований Джон Фэффер писал, что у тогдашней политики США было три серьезных недостатка:
• Расширение НАТО беспричинно провоцирует Россию;
• Оно еще сильнее разделяет и без того разделенный регион;
• Расширение остановит демилитаризацию Центрально-восточной Европы и ляжет дополнительным финансовым бременем на членов альянса.
Резко против были настоящие мастодонты американской политики. В 1997 году известный дипломат Джордж Кеннан назвал расширение НАТО «самой роковой ошибкой США за весь период после холодной войны», которая может вновь разжечь конфронтацию между Западом и Востоком. Чуть позже группа бывших сенаторов и политологов, — включая бывшего главу Пентагона Роберта Макнамару — отправила Клинтону открытое письмо, в котором раскритиковало планы расширения как «политическую ошибку исторического масштаба».
Россия тоже оказалась не в восторге от действий США, которые были чреваты для нее большими проблемами. Вступление в НАТО прилегающих к ней черноморских государств означало бы развертывание у границ России потенциально враждебной инфраструктуры, где может в любой момент оказаться и ядерное оружие. Не случайно Ельцин в разговорах с Клинтоном сравнивал Украину с Кубой, из-за которой в 1962 г. между СССР и США чуть не началась война.
Кроме того, расширение НАТО сеяло недоверие между Москвой и Вашингтоном. Критикуя США, российские политики неоднократно отсылали к достигнутой в 1990 году устной договоренности между Михаилом Горбачевым и западными лидерами о нерасширении НАТО на восток (существование которой, впрочем, остается предметом споров).
1 декабря ее вновь повторил Владимир Путин: «Всем известно о дававшихся устных заверениях, что НАТО не будет расширяться на восток. Но все было сделано ровно наоборот».
США пытались сгладить накал страстей, подключив Москву к обсуждению действий альянса по каналам «Совета Россия — НАТО». В его рамках работали двусторонние комитеты по сотрудничеству, но все волнующие Россию вопросы альянс старался обходить стороной. Одновременно НАТО делал шаги по включению в свой состав Грузии и Украины. В 2008 году на Бухарестском саммите альянса им пообещали полноценное членство, что в очередной раз вызвало раздражение у России.
В конечном итоге все произошло именно так, как и говорили политические эксперты в 1990-х гг. Бесконтрольное расширение НАТО на восток и отказ давать гарантии безопасности усилили взаимную подозрительность. В ответ Россия начала перестраховываться, усиливая собственный военный потенциал. Так вместо построения единой и безопасной Европы, которую декларировал Клинтон, расширение НАТО закономерно привело к конфликтам — в Грузии (2008 г.) и на Украине (2014 г).
━━━━━
Виталий Рюмшин