В России заблокировали сайт Tor. Браузер действительно опасен?
Роскомнадзор заблокировал в России основной сайт Tor. В пресс-службе ведомства сообщили, что браузер попал в реестр из-за «размещения информации, обеспечивающей работу средств, предоставляющих доступ к противоправному контенту». Что такое браузер Tor, почему его блокируют и насколько это оправданно? Разбираемся.
Что произошло?
1 декабря 2021 года российские пользователи Tor начали жаловаться на проблемы с подключением к сети. 6 декабря Роскомнадзор направил разработчикам браузера письмо с требованием удалить запрещенную информацию, размещенную на странице проекта. Какие именно данные нарушают законодательство, регулятор не уточнил, но предупредил о возможной блокировке в случае отказа.
В ответ на это администраторы призвали пользователей из разных стран запускать больше «мостов» для помощи россиянам, а правозащитные организации — оказывать давление на власти страны «для отказа от цензурных мер». Вечером 7 декабря Роскомнадзор заблокировал официальный сайт Tor.
Что такое Tor и как он работает?
Tor (The Onion Router или «Луковый Маршрутизатор») — это бесплатная, открытая программа с повышенным уровнем анонимности. Концепция проекта проста — продвигать права человека, обеспечивая свободный доступ к сети. С помощью Tor пользователь может защитить приватную информацию от провайдеров, властей и обойти блокировки некоторых сайтов.
Анонимность Tor обеспечивается благодаря огромной сети компьютеров, разбросанных по миру. Свое название браузер получил из-за усложненного принципа работы: Tor зашифровывает трафик трижды (три «слоя луковицы») — это позволяет избежать утечки данных и скрыть цели пользователя.
Россия — вторая страна в мире по числу пользователей Tor. По данным компании, им ежедневно пользуются более 300 тыс. россиян.
За что его критикуют?
Несмотря на благую цель создателей, некоторые люди и организации используют браузер для незаконной деятельности: они распространяют (и покупают) наркотики, оружие, отмывают деньги и устраивают хакерские атаки. Но Tor популярен не только у преступников. Среди тех, кому принципиальна безопасность передачи данных, могут быть также военные, журналисты, ученые, правозащитники и обычные люди, ценящие приватность.
Согласно данным за 2020 год, только 6,7% (или 1 из 20) пользователей посещают незаконные сайты через браузер Tor. Исследователи также заметили связь между посещением этих сайтов и политическими режимами стран: в более либеральных государствах (Великобритания, Нидерланды и США) их просматривают порядка 7,8%, в то время как в Китае и Алжире количество случаев не превышает 4,8%.
Tor также не до конца безопасен: один из узлов цепочки может вполне оказаться уязвимым. Помимо этого, по той или иной причине враждебные к клиенту действия может совершать сайт — от попыток выяснить настоящий адрес клиента до отклонения его сообщения.
Несколько инцидентов с Tor
Самым громким случаем с участием Tor стало дело Silk Road — площадки, которая с 2011 года продавала наркотики, оружие, поддельные документы и украденные банковские карты за криптовалюту. Закрыть Silk Road ФБР удалось только через два года — благодаря ошибке в коде сайта, секретному агенту и масштабной спецоперации.
В России интересный случай с Tor произошел в 2017 году, когда программиста и преподавателя математики Дмитрия Богатова обвинили в призывах к массовым беспорядкам и терроризму на форуме для сисадминов. Позже выяснилось, что в его квартире функционировал выходной узел сети Tor, а с его IP-адреса с «открытым» интернетом взаимодействовали другие пользователи. После волны международной поддержки Богатова сняли все обвинения.
Запрет — это выход?
Не совсем. Доцент политологии в Технологическом институте Вирджинии и автор исследования о Tor Эрик Джардин объяснил, что хоть сеть и используют в незаконных целях, большинство людей заходят в нее за тем же, за чем и в условный Chrome или Firefox. Джардин уверен, сегодняшний Tor, свободный от взаимодействия с правоохранительными органами, рано или поздно принесет реальный ущерб. Тем не менее инициативу по закрытию браузера он также не поддерживает, так как «это навредит диссидентам и правозащитникам».
Глава Центра анализа социальных сетей при Университете Сассекса, Джейми Бартлетт считает, что несмотря на то, что через «темные» сайты проходят десятки тысяч нелегальных покупок, сам по себе даркнет (существованию которого способствует Tor) «имеет много положительных сторон», а его смысл в том, «чтобы пользоваться анонимными сайтами, которые власти не могут подвергнуть цензуре». Бартлетт уточнил, что даже несмотря на то, что Tor и даркнет вызывают проблемы, благодаря им есть площадка для работы разоблачителей и безопасного общения политических активистов.
━━━━━
Никита Прунков