Николай Петров/БелТА/ТАСС
Николай Петров/БелТА/ТАСС

Меньше полномочий, больше власти: в Белоруссии представили поправки к конституции

В случае принятия она может начать транзит власти или же сделать из Лукашенко почти всемогущего правителя

27 декабря власти Белоруссии представили проект обновленной конституции, которую разрабатывали с 2020 года. Поправки могут дать Лукашенко пожизненный иммунитет, лишить страну нейтрального статуса и начать транзит власти. Однако многие уверены, что единственная задача нового проекта — создать иллюзию перемен. Разбираемся, какие изменения в основной закон предлагают белорусские власти и к чему они все-таки приведут.

Что будет в новой конституции?

Главное нововведение — появление нового органа власти, Всебелорусского народного собрания (ВНС). Поправки также предусматривают ограничения на президентские сроки, пожизненную неприкосновенность глав государства и ряд других изменений.

ВНС получит статус «высшего представительного органа народовластия». Срок его полномочий составит пять лет, предельная численность — 1200 человек, а собираться ВНС должно будет не менее одного раза в год. Его делегатами будут представители гражданского общества и всех ветвей власти, включая действующего и бывших президентов. Они же могут стать председателями органа.

ВНС будет определять внешнюю и внутреннюю политику, вводить чрезвычайное и военное положение, назначать референдумы, предлагать законы. Ему переходит назначение членов ЦИК, Верховного и Конституционного суда, а также объявление импичмента главе государства — сейчас этим занимаются президент и парламент.

Ужесточаются требования к кандидатам в президенты: возрастной ценз увеличивается с 35 до 40 лет, а срок проживания на территории Белоруссии с 10 до 20 лет. Кроме того, им запрещено иметь иностранное гражданство как во время выборов, так в любой момент времени до них.

Президентов ограничивают двумя сроками — сейчас такого в белорусской конституции нет. Правда, эта поправка вступит в силу только после вступления в должность нового президента, т.е. после следующих выборов.

Если президент не может исполнять обязанности, власть переходит председателю Совета Республики (раньше — премьер-министру). В проекте также добавили отдельный механизм передачи власти на случай убийства главы государства. В таком случае управление страной переходит к Совету безопасности под руководством председателя Совета Республики.

Глава государства теряет право издавать декреты, имеющие силу законов. Зато всем бывшим президентам гарантируют защиту «чести и достоинства», а также дают неприкосновенность и статус пожизненных членов Совета Республики.

Срок полномочий парламента увеличивают с четырех до пяти лет. Его запретят распускать в первый и последний год работы (сейчас — только в первый).

Белоруссия откажется от статуса безъядерного и нейтрального государства. Вместо этого в проекте прописан только отказ от военной агрессии со своей территории против других государств. В отдельной статье подчеркивается, что страна развивает атомную энергетику в мирных целях.

Иностранным организациям и гражданам запрещается финансировать избирательные кампании.

Брак признают союзом мужчины и женщины. Родителей обязывают готовить детей к «общественно полезному труду», а остальных граждан — быть патриотами и следить за своим здоровьем. Государство же будет обеспечивать «сохранение исторической правды и памяти» о Великой Отечественной войне.

Что говорят об этом в Белоруссии?

Представленные поправки вызвали неоднозначную реакцию в экспертных кругах. Провластные политологи считают, что новая конституция удовлетворяет чаяниям общества. Однако их соперники видят в ней только симуляцию перемен.

Политолог Вадим Боровик сказал государственному агентству «Белта», что поправки создают сбалансированную систему власти с сильным президентом. «Новая Конституция будет играть роль стабилизирующего фактора в Беларуси с учетом новых современных вызовов, которые мы встретили в 2020 году и с которыми продолжаем сталкиваться», — считает он.

«Мы видим углубление принципа разделения властей, где президент будет отвечать за безопасность и соблюдение конституции, а Совет Министров будет обладать всей полнотой власти для принятия экономических решений. Это позволит сократить дистанцию принятия решений и повысить эффективность экономики», — отметил депутат нижней палат белорусского парламента Андрей Савиных.

Однако советник лидера оппозиции Светланы Тихановской Александр Добровольский указал, что проект не решает ни одной проблемы. «Выйти из кризиса можно только путем проведения новых честных выборов. Предлагаемый проект конституции не дает гражданам Беларуси реального выбора и поэтому не ведет к разрешению кризиса. Это обман, в который никто не поверит», — заявил он.

«Уже сейчас очевидно, что [Лукашенко] будет продолжать контролировать основные стратегические решения, которые не смогут быть приняты в стране вопреки его воле и желанию. По крайней мере, до тех пор, пока его сменщик на должности президента не сможет стать самостоятельной политической фигурой, способной бросить вызов нынешней системе, — а это вопрос не одного года», — заключает аналитик Павел Слюнько в интервью изданию «Зеркало».

И что будет дальше?

Проект вынесли только на стадию «всенародного обсуждения» — это значит, что перед нами еще не финальный вариант поправок к конституции.

По задумке белорусских властей, граждане страны будут присылать обратную связь, потом их предложения еще раз обсудит конституционная комиссия и только после этого поправки вынесут на референдум. Лукашенко говорил, что голосование могут провести уже в феврале 2022 года.

А вот как будет развиваться ситуация дальше, пока неясно. Прописанное в документе перераспределение полномочий ветвей власти предусматривает мягкую форму транзита, при которой Лукашенко уйдет с поста президента, но останется во власти, возглавив ВНС.

При таком сценарии он сможет убить сразу двух зайцев. С одной стороны, Лукашенко пойдет на формальные уступки оппозиции, которая требовала его немедленной отставки. И вместе с тем он продолжит держать политическую ситуацию под контролем, оставив в своем распоряжении рычаги давления на преемника и парламент, полномочия которых урежут.

Впрочем, возможен и другой сценарий. Поправки об ограничениях на президентские сроки сформулированы так, что фактически «обнуляют» все предыдущие переизбрания Лукашенко и позволяют ему остаться у руля еще как минимум на 10 лет.

Добавим к этому возможность совмещения должностей президента и председателя ВНС, и получится парадокс: Лукашенко урежет себе президентские полномочия, но получит практически неограниченную власть.

━━━━━

Виталий Рюмшин