AP/ТАСС
AP/ТАСС

Уход Назарбаева и возвращение ОДКБ: к чему привели протесты в Казахстане

Январские митинги обрушили казахстанский транзит власти, впервые за 30 лет «пробудили» ОДКБ и все-таки добились снижения цен на газ

Обстановка в Казахстане, кажется, постепенно нормализуется. Всю прошлую неделю страна переживала массовые протесты, отключения интернета и боестолкновения в Алма-Ате. Что именно происходило в Казахстане, до сих пор доподлинно не знают ни наблюдатели, ни эксперты, ни журналисты. Но ясно одно — эти события навсегда изменили политическую жизнь не только в самом Казахстане, но и вокруг его. Рассказываем, к чему привели январские беспорядки и почему от них проиграл только Нурсултан Назарбаев.

К погромам в Алма-Ате остается много вопросов

События первых дней казахстанских протестов хорошо известны: митинги начались со 2 января из-за резкого повышения цены на газ, в последующие дни они охватили почти все более-менее крупные города страны, а потом переросли в столкновения с полицией.

После 5 января главным центром противостояния стала Алма-Ата, бывшая столица Казахстана и самый густонаселенный город страны. А вот о том, что происходило дальше, мы не знаем почти ничего — объективных сведений не было из-за решения казахстанских властей отключить интернет, а вся доступная информация оказалась обрывочной и очень противоречивой.

Известно, что к этому времени на улицах Алма-Аты оказались чрезвычайно агрессивные и вооруженные люди. Они жгли машины силовиков, захватывали склады с оружием и громили административные здания — акимат (мэрию), прокуратуру, Комитет национальной безопасности (КНБ), резиденцию президента, офис правящей партии «Нур-Отан» и алма-атинский аэропорт. В последующую ночь в руках протестующих, судя по всему, оказался весь город, подвергшийся массовым грабежам и мародерству.

Однако почти ничего не известно ни о масштабах разрушений, ни об участниках погромов, ни о точном числе жертв. Власти говорят о внешней агрессии и нападении террористов, но сами путаются в своих версиях. 7 января Токаев заявил в Twitter о «20 тыс. террористах», которые атаковали Алма-Ату. Однако позже это сообщение неожиданно пропало.

Что это были за боевики и кто ими руководил, Токаев также не сообщил. Единственным задержанным «террористом», которого показало гостелевидение, оказался известный киргизский джаз-музыкант Викрам Рузахунов — но и того пришлось освободить из-за дипломатического протеста Бишкека.

Вопросы вызывает и поведение казахстанских силовиков — по некоторым данным, в ночь с 5 на 6 января они просто покинули ключевые объекты города (вроде аэропорта), позволив мародерам безнаказанно грабить их. Позже бывший советник Назарбаева Ермухамет Ертысбаев подтвердил, что силовикам дали приказ снять оцепление с аэропорта за 45 минут до его захвата. Он назвал это попустительством и государственной изменой.

Назарбаев ушел — похоже, навсегда

Протесты привели к тектоническим сдвигам во внутренней политике Казахстана, покончив с тотальным доминированием экс-президента Нурсултана Назарбаева над местными элитами. Формально Назарбаев не возглавляет страну с 2019 года, однако все это время он продолжал влиять на политическую жизнь благодаря влиятельной должности председателя Совета безопасности и статуса елбасы.

Январские волнения обрушили эту конструкцию — протестующие требовали ухода Назарбаева, и Касым-Жомарт Токаев быстро исполнил их желание. В считанные дни первый президент Казахстана лишился сначала лояльного ему премьера Аскара Мамина, а затем и должности в Совбезе, которая перешла действующему главе государства.

Вслед за этим пошла зачистка других «назарбаевцев». Своих позиций лишились первый зампред Совбеза Самат Абиш (племянник Назарбаева), замсекретарь Совбеза Азамат Абдымомунов и зампреды КНБ Марат Осипов и Даулет Ергожин, а экс-председателя комитета Карима Масимова задержали по подозрению в госизмене.

При этом от самого елбасы до сих пор ничего не слышно. По данным издания Orda.kz, экс-президент вместе со своими дочерьми покинул страну. Однако пресс-служба Назарбаева утверждает, что он по-прежнему находится в Нур-Султане.

Как бы то ни было, 81-летний «отец нации» вряд ли сможет восстановить утраченное влияние. Официальные власти уже начали мягкую «деназарбаевизацию» — имя первого президента стараются не упоминать, на снос его памятника в Талдыкоргане так и не отреагировали, а из официальных сообщений исчезло даже нынешнее название столицы.

Показное безразличие к судьбе елбасы демонстрирует и президент Токаев. И это понятно — если у январских протестов и есть бенефициары, то он явно входит в их число. Еще пару недель назад его считали всего-лишь техническим сменщиком Назарбаева. Теперь же Токаев получил в свои руки все рычаги власти и стал полноправным хозяином Казахстана.

ОДКБ наконец-то показала себя

Казахстанские события прервали многолетний «анабиоз» Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). С 6 января по просьбе Токаева она начала вводить в страну миротворческий контингент, который стал первой совместной операцией ее членов. Всего в его состав вошли порядка 2,3 тыс. бойцов и единиц техники, которых привлекли к охране государственных объектов. По словам президента Казахстана, миротворцы пробудут в стране до окончания контртеррористической операции.

Токаев называл обращение к ОДКБ «уместным и своевременным», однако оно не обошлось без шероховатостей. Сомнения вызывает целесообразность ввода миротворцев, ведь в конечном итоге казахстанские силовики сумели зачистить Алма-Аты без их помощи. Да и сам факт внешней агрессии Нур-Султану еще только предстоит доказать — глава Казахстана обещал, что это сделают в ближайшем будущем.

Тем не менее значение этого события не стоит преуменьшать. В мае этого года ОДКБ исполнится 30 лет, однако до сих пор организация ни разу не применяла свои коллективные силы и хвастаться ей было практически нечем. Из-за этого многие эксперты и наблюдатели не видели в ней смысла и предрекали ОДКБ «тихую смерть».

Теперь же эти разговоры хотя бы на время станут неактуальными — вслед за операцией в Казахстане пошли намеки и на корректировки в работе ОДКБ. Во всяком случае, на внеочередной сессии организации 10 января президент РФ Владимир Путин призвал совершенствовать ее механизмы. Будет ли ОДКБ и дальше принимать активное участие в жизни постсоветского пространства, пока неясно. Но лидеры организации дают понять, что у них все еще есть на нее планы.

Протестующие добились своего

Несмотря на жесткие разгоны митингов и общую воинственную риторику, казахстанские власти все же выполнили большую часть требований протестующих.

Вызвавшее социальный взрыв двукратное снижение цен на газ в итоге отменили — после протестов их снизили со 120 до 50 тенге. Токаев также ввел 180-дневное госрегулирование на цены топлива, объявил мораторий на повышение стоимости коммунальных услуг и ограничил экспорт для стабилизации цен на продукты.

Недовольные казахи требовали отставки правительства — его распустили уже на третий день протестов. Под лозунги «Шал, Кет!» в вынужденную отставку отправился и патриарх казахстанской политики Нурсултан Назарбаев.

Очевидно, что эти меры не решат глубинных проблем Казахстана — безработицы, социального расслоения, проблем с дефицитом питьевой воды и многого другого. Однако за первые 10 дней 2022 года протестующим удалось добиться впечатляющих результатов, и для них это уже большая победа.

━━━━━

Виталий Рюмшин