Gideon Ikigai/Shutterstock
Gideon Ikigai/Shutterstock

Как увеличить количество электромобилей в городах?

Новое исследование предлагает решения проблемы непопулярности электромобилей

Электромобили вот-вот заменят бензиновые и дизельные машины. Однако до сих пор неясно, как именно это произойдет и кто должен взять на себя инициативу по уменьшению различных проблем и неопределенностей на пути электрификации транспорта. В новой статье для Nature Electronics группа исследователей из Ньюкасла обсуждает ключевые факторы, которые могут укрепить города в качестве движущей силы революции электромобилей.

Проблемы популярности электромобилей

Слишком дорого

Причин, по которым электромобили все еще не завоевали всемирный рынок, достаточно. Первая и самая очевидная — цена. Электромобили стоят дороже, чем машины с бензиновым или дизельным двигателем. Однако сторонники утверждают, что в долгосрочной перспективе они станут дешевле из-за более низких затрат на топливо и техническое обслуживание.

По данным сайта comparethemarket.com, полностью электрический Nissan Leaf стоит 28 тыс. долларов в Испании, где цены на эту модель самые низкие, по сравнению с бензиновым Nissan Micra аналогичного размера, который обойдется покупателям в 17 тыс. долларов. Отраслевые аналитики заявляют, что снижение стоимости литиевых батарей, которые питают электромобили, приведет к падению цен на машины в ближайшем будущем.

Недостаточно зарядных устройств

Несмотря на то, что общедоступные зарядные устройства для аккумуляторов устанавливаются во всем мире с растущими темпами — по данным Международного энергетического агентства (МЭА), за последние пять лет их количество увеличилось в семь раз, — их по-прежнему недостаточно для того, чтобы электромобили вышли на дороги.

Доктор Оливер Хайдрих из Ньюкаслского университета и его коллеги наметили ряд шагов, которые города могут предпринять для поддержки внедрения электромобилей. Помимо факторов, обозначенных выше, команда обсудила и прочие причины, которые влияют на электрическую революцию.

Одна из причин, по которой инвесторы, производители и потребители воздерживаются от широкого внедрения электромобилей, — это неопределенность в отношении направления политики, и также, что более важно, в отношении сроков

Оливер Хайдрих, ведущий автор исследования, доктор наук из Инженерной школы Ньюкаслского университета

В исследовании подчеркивается ключевая роль местных, региональных и национальных правительств в стимулировании использования электромобилей. Авторы заключили, что собственные автопарки городов и системы закупок могут помочь ускорить внедрение подобного транспорта.

В 2020 году доля автомобилей с электрическим двигателем составила всего 0,7 % от общего количества автомобилей в мире. Чтобы повысить это число, местным властям рекомендуется обеспечить и проконтролировать права доступа к дорогам, плату за парковку и политику землепользования. Это поможет повлиять на поведение потребителей.

Обозначенные исследователями проблемы способствуют экстремально низкой популярности электромобилей в России. Среди них также наблюдаются:

・отсутствие поддержки государства;

・отсутствие льготных тарифов;

・плохо развитая инфраструктура;

・холодные климатические условия.

Тем не менее российское производство в данной сфере собираются продолжать. По данным ТАСС, «КАМАЗ» планирует разработать легкий коммерческий электромобиль на базе электрического смарт-кроссовера «Кама-1». Производство начнется не ранее 2023-2024 года.

По словам генерального директора «КАМАЗа» Сергея Когогина, рынок электротранспорта в России будет расти вместе с каршерингом электрических автомобилей внутри городов.

Помогут льготы и бесплатная парковка

В документе доктор Хайдрих и его коллеги выделяют ключевые факторы, которые лежат в основе внедрения электромобилей в городах.

Основной фактор — география. Затем идут плотность, социально-экономические условия, качество и доступность альтернативного транспорта. Каждый город сталкивается с уникальным набором факторов и должен сформулировать личный подход к поддержке освоения электромобилей, например, путем предоставления зарядных станций в более густонаселенных районах или инвестирования в междугородную общественную инфраструктуру.

Всего этого можно добиться с помощью относительно простых мер: предоставления доступа к полосам приоритетного движения, бесплатной парковки или налоговых льгот.

Авторы исследования заявляют, что для преодоления всевозможных барьеров необходим баланс между стимулами спроса (затраты и технологии) и правительственными стимулами (запрет на двигатели внутреннего сгорания).

Чтобы внедрить в городскую среду электромобили и снизить вредные выбросы, нужно следовать хорошо продуманным местным, региональным, национальным и даже международным стратегиям. Власти могут и должны стимулировать эти крайне необходимые изменения. Широкое внедрение электромобилей в городах поможет преодолеть представление о том, что они нацелены на более состоятельных потребителей.

━━━━━

Анастасия Дегтярева