C. O’Shea/Antiquity Publications Ltd.
C. O’Shea/Antiquity Publications Ltd.

В могилах 500-летней давности обнаружили человеческие позвонки, нанизанные на палки

Подобная практика не была попыткой устрашения или ритуалом накопления силы за счет убитых недругов

Сотни лет назад коренные жители побережья Перу собирали разбросанные останки умерших из оскверненных могил и втыкали тростниковые столбы в позвоночные кости. Недавно ученые насчитали около 200 таких столбов в некогда богатом королевстве Чинча. Подобные погребальные практики дают ценные подсказки о том, как давние сообщества обращались с мертвыми. Они также проливают свет на то, как люди определяли свою идентичность и культуру через отношения с ушедшими.

Возвращение к мертвым

Ученые подозревают, что подобная практика коренных жителей Перу возникла как повторный сбор останков после того, как испанцы разграбили и осквернили могилы их предков.

Археологи исследовали 664 могилы в зоне с 44 захоронениями. Они задокументировали 192 шеста с нанизанными позвонками, каждый из которых представлял собой набор костей взрослого или ребенка. Большинство шестов содержало кости, принадлежащие только одному человеку.

Затем исследователи измерили количество радиоактивного углерода в костях и тростниковых столбах. Это вещество накапливается, когда организм жив, и распадается на азот после смерти. Таким образом, основываясь на количестве углерода, ученые смогли оценить, когда именно были собраны костяные столбы.

J. Gómez Mejía/Antiquity Publications Ltd.
J. Gómez Mejía/Antiquity Publications Ltd.

Оказалось, что эта примечательная практика была распространена между 1450 и 1650 годами н.э. В то время рушилась империя инков, а европейские колонизаторы повсеместно захватывали власть. Это был период потрясений и кризиса, когда испанцы оскверняли гробницы коренных народов, а люди Чинча повторно посещали разграбленные могилы и нанизывали позвоночные кости на тростник, чтобы реконструировать нарушенные захоронения.

Большое количество костяных шестов означает, что примерно в одно и то же время несколько групп людей слаженно реагировали на потрясения. Этот обычай сочли подходящим для работы с потревоженными останками предков.

Восстановление останков

Большинство позвонков на столбах оказалось внутри и вокруг больших и тщательно продуманных каменных гробниц. В подобных местах могли хоронить около 100 человек. Люди, проводившие захоронения, были частью королевства, «богатого централизованного общества, которое доминировало в долине Чинча в поздний промежуточный период, то есть в период, предшествующий империи инков».

Когда-то в королевстве Чинча проживало около 30 тыс. человек, и оно процветало примерно с 1000 по 1400 год н.э. В конечном итоге к концу XV века оно слилось с империей инков. Когда в эти земли прибыли европейцы, они принесли с собой голод и эпидемии. Так, в 1583 году численность народа Чинча резко упала. В исторических документах существуют свидетельства того, что помимо грабежа могил испанцы часто отбирали золото и ценные артефакты.

Поскольку в андских культурах ценилось сохранение целостности и полноты мертвого тела, скорее всего, люди Чинча повторно посещали разграбленные могилы и реконструировали разбросанные останки таким образом, чтобы попытаться восстановить некое подобие их целостности.

По словам ведущего автора исследования Джейкоба Бонгерса, погребальные обычаи делают нас людьми — это одна из ключевых отличительных черт нашего вида. Таким образом, документируя погребальные обычаи, ученые изучают различные способы того, как в разное время люди демонстрировали свою человечность.