В могилах 500-летней давности обнаружили человеческие позвонки, нанизанные на палки
Сотни лет назад коренные жители побережья Перу собирали разбросанные останки умерших из оскверненных могил и втыкали тростниковые столбы в позвоночные кости. Недавно ученые насчитали около 200 таких столбов в некогда богатом королевстве Чинча. Подобные погребальные практики дают ценные подсказки о том, как давние сообщества обращались с мертвыми. Они также проливают свет на то, как люди определяли свою идентичность и культуру через отношения с ушедшими.
Возвращение к мертвым
Ученые подозревают, что подобная практика коренных жителей Перу возникла как повторный сбор останков после того, как испанцы разграбили и осквернили могилы их предков.
Археологи исследовали 664 могилы в зоне с 44 захоронениями. Они задокументировали 192 шеста с нанизанными позвонками, каждый из которых представлял собой набор костей взрослого или ребенка. Большинство шестов содержало кости, принадлежащие только одному человеку.
Затем исследователи измерили количество радиоактивного углерода в костях и тростниковых столбах. Это вещество накапливается, когда организм жив, и распадается на азот после смерти. Таким образом, основываясь на количестве углерода, ученые смогли оценить, когда именно были собраны костяные столбы.
Оказалось, что эта примечательная практика была распространена между 1450 и 1650 годами н.э. В то время рушилась империя инков, а европейские колонизаторы повсеместно захватывали власть. Это был период потрясений и кризиса, когда испанцы оскверняли гробницы коренных народов, а люди Чинча повторно посещали разграбленные могилы и нанизывали позвоночные кости на тростник, чтобы реконструировать нарушенные захоронения.
Большое количество костяных шестов означает, что примерно в одно и то же время несколько групп людей слаженно реагировали на потрясения. Этот обычай сочли подходящим для работы с потревоженными останками предков.
Восстановление останков
Большинство позвонков на столбах оказалось внутри и вокруг больших и тщательно продуманных каменных гробниц. В подобных местах могли хоронить около 100 человек. Люди, проводившие захоронения, были частью королевства, «богатого централизованного общества, которое доминировало в долине Чинча в поздний промежуточный период, то есть в период, предшествующий империи инков».
Когда-то в королевстве Чинча проживало около 30 тыс. человек, и оно процветало примерно с 1000 по 1400 год н.э. В конечном итоге к концу XV века оно слилось с империей инков. Когда в эти земли прибыли европейцы, они принесли с собой голод и эпидемии. Так, в 1583 году численность народа Чинча резко упала. В исторических документах существуют свидетельства того, что помимо грабежа могил испанцы часто отбирали золото и ценные артефакты.
Поскольку в андских культурах ценилось сохранение целостности и полноты мертвого тела, скорее всего, люди Чинча повторно посещали разграбленные могилы и реконструировали разбросанные останки таким образом, чтобы попытаться восстановить некое подобие их целостности.
По словам ведущего автора исследования Джейкоба Бонгерса, погребальные обычаи делают нас людьми — это одна из ключевых отличительных черт нашего вида. Таким образом, документируя погребальные обычаи, ученые изучают различные способы того, как в разное время люди демонстрировали свою человечность.