Yellow Cat/Shutterstock
Yellow Cat/Shutterstock

Люди предпочитают общаться с женскими моделями роботов больше, чем с мужскими

Все дело в гендерных стереотипах

Роботизация развивается, а вместе с ней ученые начинают исследовать отношения человека и умной техники. Согласно новой научной работе, людям комфортнее разговаривать именно с роботами-женщинами, работающими в качестве обслуживающего персонала отеля. Выводы подробно изложены в статье, опубликованной в International Journal of Hospitality Management.

Роботы-женщины популярнее

Как правило, люди чувствуют себя более комфортно, когда о них заботятся женщины, — именно им в патриархальном мире принадлежит роль обслуживания. Ученые предположили, что сей предрассудок переносится и на взаимодействие с роботами и усиливается, когда роботы больше похожи на живых людей.

Еще до пандемии гостиничная индустрия боролась с высокой текучестью кадров. Доцент кафедры гостиничного менеджмента Субин Сео заметила, что некоторые отели обратились к роботам и автоматизации для выполнения различных функций — от мытья посуды и уборки номеров до прямого обслуживания клиентов. Среди них женщина-робот «Пеппер» в отеле Mandarin Oriental в Лас-Вегасе и полностью автоматизированные роботы в сети отелей FlyZoo в Китае, где гости взаимодействуют только с искусственным интеллектом.

Робот «Пеппер». Фото: Mandarin Oriental
Робот «Пеппер». Фото: Mandarin Oriental

Для исследования Сео опросила 170 человек, представив один из четырех сценариев взаимодействия с сервисным роботом в отеле. В одном из сценариев их приветствовал служебный робот-мужчина по имени «Алекс» с человеческим лицом и телом. Второй сценарий сформулировали точно так же, только с некоторыми изменениями: пол робота сменили на женский и назвали его «Сара». В двух других сценариях роботы имели разный пол и имена, но описывались как «машиноподобные» с интерактивным экраном вместо лица. Затем респондентов попросили оценить, как они относятся к взаимодействию с механизмами.

Участники, которым представили сценарии с роботами-женщинами, оценили свой потенциальный опыт общения как более приятный, чем те, у кого были сценарии с роботами-мужчинами. Предпочтение робота-женщины оказалось более выраженным, когда машины описывались похожими на людей.

Точно так же, опираясь на предпочтения и гендерные предрассудки большинства населения, компании создают умных голосовых помощников — женщин: например, Алису и Марусю.

Человек в приоритете

Субин Сео предупредила, что замена работников гостиничного бизнеса роботами с искусственным интеллектом любого пола поднимает множество вопросов, требующих дальнейшего изучения. Например, как экстравертная или интровертная «личность» роботов с искусственным интеллектом может влиять на восприятие клиентов. По словам ученых, это важные соображения, которые должны учитывать разработчики роботов, а также работодатели в сфере гостеприимства, если они решили расширять персонал с помощью ИИ.

В будущем мы увидим больше роботов, которые заменят живых сотрудников в отелях и ресторанах. Сейчас перед учеными стоит задача подробнее изучить, как психологические отношения, которые мы наблюдаем при общении человека с человеком, реализуются во взаимодействии роботами.

━━━━━

Анастасия Дегтярева