15 лет назад Путин выступил с исторической «Мюнхенской речью». О чем он говорил?
10 февраля 2007 года президент РФ Владимир Путин произнес знаменитую «Мюнхенскую речь» на конференции по безопасности в Германии. В ходе выступления российский лидер раскритиковал США и впервые громко обозначил акценты, которые определили политику РФ в последующее десятилетие.
На Западе и в России «Мюнхенскую речь» Путина трактовали по-разному. Отечественные политологи расценили ее как возвращение нашей страны в большую геополитическую игру, а за рубежом слова лидера России восприняли как вызов существующему миропорядку во главе с США. Но и те, и другие сошлись в одном: выступление Путина подвело черту под целой эпохой, начавшейся с момента распада СССР, и положило начало новому противостоянию между Россией и Западом.
В годовщину «Мюнхенской речи» максимальной кратко вспоминаем, о чем говорил президент России 15 лет назад.
«Мюнхенская речь» Путина — в пяти абзацах
Современный мир не может быть однополярным. Эта модель лишена морально-нравственной базы и не имеет ничего общего с демократией. Россию ей постоянно учат, но сами учиться не хотят. В международных делах наблюдается гипертрофированное применение силы, а система права США перешагнула свои национальные границы и навязывается другим государствам. Кому это понравится? Военную силу можно принимать только с санкции ООН. Не надо подменять ее ни НАТО, ни Евросоюзом.
В Европе развертывают противоракетную оборону, но у так называемых проблемных стран нет и не будет в обозримой перспективе оружия с дальностью 5-8 тыс. км. От России требуют вывести войска из Грузии и Молдавии, но в то же время НАТО выдвигает свои передовые силы к нашим границам. У нас есть справедливое право спросить: против кого это расширение? И где теперь гарантии, которые Запад давал после роспуска Варшавского договора? О них даже никто не помнит.
Ведущие страны должны выстроить справедливую систему экономических отношений в мире. Сейчас они одной рукой раздают «благотворительную помощь», а другой собирают прибыль и консервируют отсталость. Это выливается в рост экстремизма и терроризма и чревато глобальной дестабилизацией.
ОБСЕ превращают в вульгарный инструмент для обеспечения интересов одной группы стран, под эту задачу «скроили» целый бюрократический аппарат. Организация должна оказывать помощь в соблюдении прав человека, но это не означает, что нужно вмешиваться в дела других стран и говорить, как им жить. Это не способствует вызреванию демократических институтов.
Россия всегда пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику и не собирается изменять этой традиции. Москве хочется работать с самостоятельными и ответственными партнерами.