Vianney Le Caer/Invision/AP
Vianney Le Caer/Invision/AP

Colour-blind сasting: как подбор актеров без учета их цвета кожи влияет на кино?

Меньше века назад в индустрии угнетали темнокожих артистов и давали играть им только рабов и преступников. Больше дискриминации нет. Но появилась другая проблема

После выхода в Британии нового спектакля «Много шума из ничего», где все роли исполняют темнокожие актеры, вновь разгорелся спор о том, правильно ли подбирать артистов без учета их цвета кожи. Это не первый случай, когда в театрах или кино использовали такую практику: в 2021 году был представлен сериал «Анна Болейн», где жену Генриха VIII сыграла темнокожая актриса, а в 2022-м стартовали съемки ремейка «Белоснежки» с латиноамериканкой в главной роли. Что такое colour-blind сasting и искажает ли такая методика историческую ценность произведения? Разбираемся.

Как появился colour-blind casting?

Еще в начале прошлого века в голливудских фильмах темнокожих героев играли только белые актеры, используя блэкфейс — нанесение черного грима. Самой экранизированной книгой немого кино стала «Хижина дяди Тома», которая рассказывала о жестокости и несправедливости американского рабовладения. С 1903 по 1927 год она получила девять адаптаций, но лишь в двух случаях главную роль исполнили темнокожие актеры (как и следует из оригинала).

Белые продюсеры приглашали афроамериканцев играть исключительно стереотипные роли вроде рабов или прислуг. В 1939-м году темнокожая актриса Хэтти Макдэниэл даже получила «Оскар», но лишь за роль второго плана, сыграв служанку в фильме «Унесенные ветром». Во время церемонии она сидела в секторе для цветных.

Все изменилось в 1960-х, когда награду за «лучшую мужскую роль» впервые взял темнокожий актер Сидней Пуатье («Душной южной ночью»). Это также был первый случай, когда в фильме темнокожего героя показывали образованным и достойным человеком.

В 80-х годах Ассоциация равенства актеров (AEA) решила бороться с дискриминацией в театре, кино и на телевидении. Она придумала colour-blind сasting — практику кастинга, в котором не обращают внимания на этническую принадлежность и цвет кожи артиста.

Также на укрепление положения темнокожих актеров повлияло движение Black Lives Matter, которое выступает против расизма и насилия. Сообщество существует с 2013 года, но широко о нем заговорили семью годами позже, после убийства афроамериканца Джорджа Флойда. Протесты BLM стали самыми массовыми в истории США, а движению начали посвящать песни и фильмы.

После этого кинематограф стал подвергаться «новой расовой этике» — некоторые старые картины, в которых темнокожих героев показывали карикатурно или оскорбительно, стали осуждаться. Так, фильм «Унесенные ветром» сначала убрали из каталога HBO MAX, а затем вернули с дисклеймером, в котором объясняется исторический контекст киноленты.

В современном кино тоже есть дискриминация

Уилл Смит, Сэмюэл Л. Джексон, Дензел Вашингтон, Холли Берри и многие другие цветные актеры уже давно прочно закрепились в качестве одних из главных звезд Голливуда. Сегодня расовое разнообразие не кажется главной проблемой киноиндустрии, но она все еще продолжает существовать.

Вспомните только акцию #OscarsSoWhite («Такой белый “Оскар”») — кинопремию несколько раз обвиняли в том, что среди ее победителей и жюри недостаточно расовых групп и меньшинств. Или попробуйте назвать хотя бы пару филиппинских (а это вторая по величине диаспора в США) или же мексиканских (Дэнни Трэхо и Сельма Хайек не в счет) актеров, которые за последние годы получали роли в «большом» кино.

В современном мире есть достаточно примеров, когда «нетрадиционный» кастинг был уместен и даже позитивно сказывался на общем результате. Пример тому Уилл Смит и его роль в фильме «Я — легенда»: не все знают, но по роману Ричарда Мэтисона у вирусолога был белый цвет кожи. В легендарном «Побеге из Шоушенка» Морган Фриман сыграл Рэда, однако Стивен Кинг описывал героя как белого ирландца.

Но иногда такие кастинги превращают все в абсурд

Сделать Гермиону Грейнджер темнокожей в театральной постановке? Почему бы и нет, если даже сама Джоан Роулинг объясняла, что в книге не было ни слова про цвет кожи, а отличительными чертами героини были эрудированность, карие глаза и вьющиеся волосы.

В одном из самых обсуждаемых сериалов 2020 года о русской императрице Екатерине Второй — «Великая» — на роль князя Григория Орлова был приглашен актер с ярко выраженной индийской внешностью — Саша Дхаван. Сам сериал очень издалека напоминал русскую жизнь 18 века и скорее был похож на антиисторический вымышленный мир.

Не менее странно смотрелся и вестерн «Тем больнее падать» от Netflix, где практически все роли действующих в середине 19 века героев (ковбои, бандиты, шерифы, банкиры и т.д.) были отданы темнокожим актерам, в то время как белые люди в картине были представлены бессловесными. Также общественность удивил мини-сериал «Анна Болейн», в котором авторы представил супругу короля Генриха VIII темнокожей, невзирая на очевидные исторические искажения.

И получается «обратный расизм»

В большом материале Daily Mail журналисты рассказали об анонимных жалобах так называемых «привилегированных белых функционеров Голливуда». Они считают, что в индустрии происходит настоящий переворот из-за движений за права цветного населения, женщин и других меньшинств. «Тихая революция» мешает белым гетеросексуальным мужчинам средних лет трудоустроиться в киноиндустрии и порождает «обратный расизм».

«Белых актеров увольняют. Распоряжения боссов киностудий предельно ясны — только представители меньшинств могут претендовать на работу. Новая волна, названная кем-то «предубеждением против белых», заставила сценаристов, режиссеров и продюсеров испытывать страх перед лицом безработицы», — пишут авторы статьи.

По мнению пострадавших, виной общей тенденции стал режиссер Джордан Пил, который заявил, что не пригласил бы на главную роль в свой фильм «белого чувака» просто потому, что он уже и так насмотрелся фильмов с ними. Анонимный руководитель одной из голливудских студий заметил, что аналогичные слова белого человека повлекли бы за собой настоящий карьерный крах.

В погоне за свободой мысли и борьбе против дискриминации активисты лишь изменили вектор, но не избавились от проблемы. Один из источников издания жалуется на то, что новые квоты на трудоустройство «угнетенных» лишили режиссеров творческой свободы выбора: «Режиссеры, как правило, имели право голоса при выборе актеров. Но это в прошлом. Теперь все крутится вокруг необходимости нанимать цветных. И эта директива исходит непосредственно от боссов киностудий, трясущихся за свои должности».

Еще один источник Daily Mail, 50-летний актер, рассказал авторам статьи, как во время прослушивания на роль в проекте кастинг-директор сказал ему, что он идеально подходит, но по инструкции руководства они вынуждены взять цветного актера. «Я понимаю, что Голливуду предстоит долгий путь до того момента, когда цветные люди будут должным образом представлены на экране. Но а мне что делать? Как мне платить за ипотеку и на что покупать еду? Все в ужасе, но сказать ничего не можем, потому что это приведет к публичному распятию».

━━━━━

Никита Прунков