Andrew Neel/Unsplash
Andrew Neel/Unsplash

Почему искусство так дорого стоит? И всегда ли дело в исторической ценности?

Первое правило арт-рынка: «уровень цены говорит о репутации художника, статусе дилера и статусе возможного покупателя»

Охранник екатеринбургского «Ельцин-центра» пририсовал шариковой ручкой глаза на картине ученицы Казимира Малевича Анны Лепорской «Три фигуры». Перед выставкой полотно оценивали в 74,9 млн рублей, причем после резонансной истории стоимость может даже вырасти (по аналогии с испорченной картиной Бэнкси «Девочка с воздушным шаром»). Почему произведения искусства стоят таких больших денег и как происходит ценообразование на рынке арта? Разбираемся.

Реклама и пиар

Большинство потребителей с радостью заплатят больше, чтобы купить шампунь солидной марки — даже если по составу он похож на дешевый аналог. Так и с художниками: с меньшей вероятностью коллекционер будет присматриваться к работе неизвестного художника, нежели уже зарекомендовавшего себя.

Автор книги «Фаршированная акула стоимостью 12 миллионов долларов» Дон Томпсон пишет: «На рынке, где информации не хватает и она недостоверна, первое правило должно звучать так: уровень цены говорит о репутации художника, статусе дилера и статусе возможного покупателя».

Удачно выстроенная пиар-компания также может сыграть на руку художнику — достаточно того, чтобы его имя постоянно звучало в творческой среде. Как говорят исследователи, чем чаще мы слышим об объекте или видим его, тем больше доверия и симпатии он вызывает. Поспособствовать этому может сотрудничество с именитым рекламными агентствами (на Западе особенно популярны компании Чарльза Саатчи и Ларри Гагосяна).

Немалая роль в ценообразовании арта отводится самой личности художника, его значению в медиасреде и вложенным в искусство сил. Так, в 1991 году отличился британец Дэмьен Херст со своей работой «Физическая невозможность смерти в сознании живущего»: внутрь резервуара с формалином он поместил огромную тигровую акулу. Херсту удалось создать огромный хайп вокруг своего творения — публика выстраивалась в длинные очереди, чтобы на него посмотреть. В 2004 году он продал акулу за неназванную сумму — искусствовед Дон Томпсон оценил ее в те самые $12 млн.

Впоследствии Херст создал дополнительные версии акулы и погрузил других животных в формальдегид. В 2008 году на аукционе Sotheby's в Лондоне было продано 56 лотов художника на общую сумму более $127,2 млн.

Торги на аукционе

Произведение искусства стоит ровно столько, сколько потенциальный владелец готов за него заплатить. Самая дорогая картина в мире Леонардо да Винчи «Спаситель мира» изначально была приобретена российским миллиардером Дмитрием Рыболовлевым за $127 млн. Ее стоимость определялась тем фактом, что до наших дней сохранились всего 20 работ да Винчи. Через несколько лет Рыболовлев решил ее продать за $100 млн, но в аукционной схватке между двумя претендентами цена возросла более чем в четыре раза и достигла рекордных $450,3 млн. Сейчас она принадлежит наследному принцу Саудовской Аравии Мухаммеду бин Салману.

Причастность к другим иконам

Картина, висевшая в гостиной знаменитости, будет стоить дороже другой аналогичной. Дилер добавит в стоимости, потому что произведение искусства приобрело дополнительную психологическую ценность для будущего покупателя. Среди звезд, например, приобретать и продавать картины любит Леонардо Ди Каприо.

Художник может сам «озолотить» свое творчество с помощью звездных коллабораций. Таким образом поступил американец Джефф Кунс: после ярких перфомансов (создания скульптуры позолоченного Майкла Джексона с обезьянкой, 13-метрового цветочного щенка и надувной балерины на площади у Рокфеллер-центра) он принялся за сотрудничество с мировыми селебрити и крупными компаниями — Леди Гагой, Jay-Z, Стеллой Маккартни, Louis Vuitton и Google. Теперь работы Кунса входят в число самых дорогих произведений современных художников.

Похожая история у создательницы «Трех фигур», советской художницы Анны Лепорской. Несмотря на выдающиеся заслуги, включая создание и участие во многих монументальных работах XX столетия («Черный квадрат», «Женщина с вазой», «Псковитянка»), ее имя в первую очередь ассоциируется с учителем-абстракционистом Казимиром Малевичем. По всей видимости, поэтому в большинстве заголовков новостей о порче картины звучит «ученица Малевича», а не Анна Лепорская.

Историческая ценность

Цена исторического произведения складывается из характеристик объекта искусства (размер, материал) и контекста, в котором оно было создано. Контекст определяется именем художника, историей создания и модой на определенное направление в искусстве в момент продажи на аукционе.

Показательна история картины Ван Гога «Подсолнухи». Художник нарисовал ее в преддверии приезда своего друга Поля Гогена в Арле — там творец долгое время жил один, поэтому он так ждал приезда приятеля, для которого приготовил несколько картин. В своем доме Ван Гог надеялся создать творческую коммуну художников, но из-за разлада с Гогеном этого так и не произошло. В пылу ссоры Ван Гог отрезал себе часть уха, а впоследствии добровольно отправился на лечение в психиатрическую больницу.

Этот легендарный эпизод неплохо поднял стоимость полотна: последняя версия «Подсолнухов» (всего их было девять) была продана японской компании в 1987 году за $73,8 млн.

«Подсолнухи», Ван Гог/Gallerix
«Подсолнухи», Ван Гог/Gallerix

Если арт — такой ходовой товар, значит он всегда продается?

Не совсем. Постоянные музейные экспонаты обычно не продаются. Государственным музеям и вовсе запрещено этим заниматься. Даже сделки с частными организациями строго регламентируются. Многие музеи стремятся сохранять коллекцию картин в том виде и составе, в котором их заполучил коллекционер еще при жизни. Так, бостонский Музей Изабеллы Стюарт Гарднер не только не продает имеющиеся, но и не покупает новые работы.

И все же продажа музейных произведений искусства возможна — но на аукционы, как правило, попадают лишь небольшие объекты (вроде одного из множества набросков к той или иной картине). Продажа музеем более-менее заметного экспоната — событие эпохальное, и проводится не так часто. Но даже после удачной сделки музеи могут сохранить за собой право на хранение оригинала для проведения возможных исследований.