NickolayV/shutterstock.com
NickolayV/shutterstock.com

Новая эмблема «Спартака». Зачем ее поменяли?

Она появится на игровой форме команды с сезона-2023/24

21 февраля московский «Спартак» представил обновленный логотип к 100-летнему юбилею клуба. Он появится на футболках команды с сезона-2023/24. Рассказываем о его истории, причинах ребрендинга, а также о том, как изменилась эмблема самой популярной команды России.

Новая эмблема

Обновление эмблемы «Спартака» приурочено к 100-летнему юбилею клуба. Начиная с 21 февраля новый логотип будет появляться на официальной атрибутике, а в сезоне-2023/24 он займет свое место и на игровой форме. Также отмечается, что с апреля 2022 года и до конца сезона-2022/23 на форме будет представлен специальный юбилейный логотип. Его презентация должна пройти ближе к официальному дню рождения команды — 18 апреля. Руководство «красно-белых» планирует организовать ряд массовых мероприятий в честь юбилея. Ранее сообщалось о возможном проведении футбольного матча на Красной площади.

Новая эмблема символизирует обновление бренда в целом. Миссия и ключевые ценности московского клуба отражены в слогане: «Спартак» – здесь каждый важен». Предыдущая версия логотипа служила «красно-белым» с 2013 года.

Прежний логотип «Спартака» (klevo/shutterstock.com)
Прежний логотип «Спартака» (klevo/shutterstock.com)

Ключевые элементы эмблемы остались прежними: ромб, красно-белые цвета как определяющая визуальная черта и буква «С» – самая характерная часть. Вместе с тем, за счет переработанных литеры «С» и футбольного мяча в ней новый ромб приобрел менее детализированные очертания. Была модифицирована засечка в заглавной букве команды, а также увеличено изображение спортивного снаряда, в котором пятиугольные панели получили новый вид и расположение. Это было сделано для того, чтобы новая эмблема отвечала требованиям современного цифрового мира. То есть она должна хорошо работать на физических носителях и читаться даже на самых маленьких экранах, быть одновременно технологичной и простой в производстве.

За сто лет своей истории "Спартак" приобрел неповторимые черты и традиции, которые отличают и выделяют его среди других клубов. Все эти годы красно-белые стремились к лидерству и победам, полностью отдавая себя игре и сохраняя ставку на зрелищный футбол. Цели быть первым всегда и во всем, не изменяя себе, можно было достичь только в единстве с болельщиками. Их страстная поддержка помогала команде во все времена. Клуб встречает свой юбилейный год с тем же стремлением быть лидером на футбольном поле и во всем, что окружает нашу любимую команду. Следуя современным тенденциям, клуб обновил логотип, переосмыслив все его элементы, и создал уникальный собственный шрифт.

Рустам Махмутов, Коммерческий директор «Спартака»

Обновленный логотип разработан студией спортивного дизайна Quberten. Автор проекта и арт-директор студии Андрей Горбунов назвал бренд «Спартака» мощным и «легендарным». Поэтому по ходу работы он ощущал огромную ответственность, особенно учитывая столетие клуба.

Ромб появился в далеких 30-х годах и с тех пор оставался таким же, разве только полоса после войны поменяла свое направление. По архивным фотографиям мы реконструировали облик логотипа за каждый спартаковский год и впервые подробно увидели его эволюцию, всю историю изменений пластики знака (все варианты, кроме 1935 года, взяты с игровых комплектов). Красный ромб по-настоящему священен: лаконичный и ясный, он один из лучших спортивных знаков нашей истории.

Андрей Горбунов, Автор проекта и арт-директор студии спортивного дизайна Quberten

Автор проекта заявил, что теперь ромб выстроен строго геометрически, в логотипе нет ни одной лишней или случайной линии, а новый шрифт не использует ни одна из команд Российской Премьер-лиги.

Ромб выстроен строго геометрически с модульным углом 30°, который множественно поддерживается во всех элементах эмблемы и стиля. Скосы литеры "С" также подчинены углам ромба, поэтому в знаке нет ни одной лишней или случайной линии. По желанию клуба мяч графически “растворился” в полосе и теперь смотрится не так акцентно, как на вариантах 1998 или 2013 годов. На основе новой пластики знака и буквы “С” был спроектирован специальный узнаваемый шрифт FCSM Antiqua, содержащий строчные и прописные буквы, а также особое начертание FCSM Sans без засечек. Это полноценный и классный шрифт, которого нет ни у одного другого клуба РПЛ.

Андрей Горбунов, Автор проекта и арт-директор студии спортивного дизайна Quberten

История эмблемы

Автором первой эмблемы общества «Спартак» с момента его образования в 1935 году был Николай Петрович Старостин — один из руководителей организации и капитан сборной СССР в начале 30-х годов. Именно он придумал красный ромб с белой окантовкой и буквой «С» в центре, через которую проходит белая полоса. Однако тогда полоса шла не так, как сейчас, а слева направо — так ее провел сам Старостин, потому что был левшой. «Спартак» унаследовал красно-белые цвета от команд-преемников — прежде всего от «Красной Пресни», у которой просто не было эмблемы. Годом основания клуба считается 1922-й — именно тогда братья Старостины основали «Московский клуб спорта», который через год был переименован в «Красную Пресню», а потом стал «Промкооперацией». И лишь на ее базе в 1935-м был создан «Спартак».

После войны эмблема команды начала активно меняться, но главное новшество произошло в 1949-м — белую линию отзеркалили и придали вид, который сохранился до нашего времени. После этого логотип долгое время оставался без значительных изменений — вплоть до 1980-х. В 1987 году Всесоюзное общество «Спартак» прекратило существование, и единственным обладателем прав на эмблему стал образованный в 1989 году ФК «Спартак». В 1991 организация была возрождена как Международное физкультурно-спортивное общество «Спартак», и Николай Старостин сделал благородный жест, отдав ему права на эмблему. Однако вскоре общество начало продавать права на использование логотипа, и любой, заплатив, мог выпускать официальную спартаковскую атрибутику. В 1998 году руководство клуба приняло решение изменить официальную эмблему, что диктовалось прежде всего экономической необходимостью. В результате появилась новая эмблема с футбольным мячом, вписанным в «С», которую в шутку прозвали «беременный ромб».

В 2002 году с образованием Премьер-лиги клуб получил право поместить золотую звезду на эмблему клуба за пять выигранных чемпионатов России. У «Спартака» на тот момент было 9 побед в чемпионате, и клуб застыл в шаге от второй звезды, но еще много лет не мог сделать этот шаг. В 2003-м звезду немного уменьшили, тем самым эмблема получила свой нынешний вид. В 2013 году на общем собрании клубов Российской футбольной Премьер-лиги было принято решение о том, что титулы чемпионов СССР будут включены в список регалий команд, что позволило московскому «Спартаку» «повесить» сразу четыре золотые звезды на эмблему клуба. В том же году произошел ребрендинг и был представлен новый логотип, который использовался вплоть до настоящего момента.

3 февраля 2018 года клуб заключил долгосрочный лицензионный договор, в соответствии с которым ФК «Спартак» получил права на использование всех товарных знаков, принадлежащих МФСО «Спартак», в том числе эмблемы с аутентичным ромбом без мяча в центре.

Титулы клуба

• «Спартак» — самый титулованный российский клуб (37 трофеев).

• Московскому клубу принадлежат рекорды по количеству побед в чемпионате России (10) и в Кубке СССР (10).

• Также «Красно-белые» 12 раз становились чемпионами СССР и 3 раза брали Кубок России.

• Последний трофей был завоеван в 2017 году — тогда «Спартак» занял первое место по итогам сезона Российской Премьер-лиги.

• Кроме того, «Спартак» отметился наиболее успешным из российских команд выступлением в главном клубном турнире Европы — в сезоне-1990/91 москвичи дошли до 1/2 финала Кубка европейских чемпионов.

━━━━━

Алексей Сыровежкин