non c/Shutterstock
non c/Shutterstock

Восемь потребительских прав, о которых нужно знать каждому покупателю

Если из-за узкого прохода вы нечаянно заденете и разобьете стакан, то магазин не вправе требовать возмещения ущерба

Каждый из нас так или иначе ходит в магазин за продуктами, но даже не подозревает о том, что его права при покупке могут быть нарушены самым неожиданным способом. Так, товар с истекшим сроком годности можно вернуть продавцу, а охраннику — смело отказать в осмотре личных вещей. Во всемирный день защиты прав потребителей (15 марта) рассказываем, какие еще права гарантированы россиянам.

Возврат продуктов с истекшим сроком годности

Непродовольственные вещи подлежат возврату в течение двух недель (иногда срок отличается). А вот пищевые товары нельзя вернуть или обменять — даже если покупатель передумал сразу после оплаты. Но есть несколько исключений. Так, вы имеете право вернуть деньги за продукты ненадлежащего качества: если они просрочены, испорчены в магазине или не соответствуют санитарным требованиям.

Правило работает, если описание на упаковке не соответствует содержимому — к примеру, в пачке с рисом оказалась гречка. Или если вы обнаружили в товаре посторонние предметы — чей-то волос или что-нибудь еще. Кроме возврата средств, вы можете обменять товар на аналогичный в магазине. Лучше не откладывать и сделать это в день покупки — с собой возьмите паспорт, купленный товар и чек. При отсутствии чека вам также обязаны сделать возврат или обмен.

Вскрытие товара до оплаты на кассе

Товар, который вы точно намерены приобрести, можно вскрыть до оплаты. Постарайтесь сохранить до кассы цельную упаковку, чтобы сотрудник магазина смог его пробить. Примечательно, что по закону товар становится вашей собственностью лишь после оплаты. Однако в реальности продукцию действительно можно открыть до приобретения — охранники за этим даже не следят.

При неоплате использованного товара вам грозит административная (ст. 7.27 КоАП РФ «Мелкое хищение» — штраф или административный арест до 15 суток) либо уголовная ответственность (ст. 158 УК РФ «Кража» — лишение свободы до двух лет).

Одинаковая стоимость товара на этикетке и в чеке

Одна из самых частых причин конфликта между продавцом (кассиром) и покупателем — разная стоимость на ценнике и при расчете на кассе. Вам могут сказать, что цена на этикетке уже устарела, ее не успели поменять или акция закончилась. Но правда в любом случае остается на вашей стороне.

Согласно ст. 10 закона «О защите прав потребителей», продавец обязан предоставлять покупателю достоверную информацию о товаре. Следовательно, вы имеете право приобрести товар по той цене, которая «достоверно» указана на этикетке, и не переклеенный вовремя ценник не ваша проблема. Если разницу в стоимости удалось обнаружить только после покупки, то смело возвращайтесь в магазин за возвратом части средств.

Возврат денег за лишний товар

Бывают недобросовестные продавцы, которые при объемной закупке пробивают покупателю лишние товары. Таким образом человек переплачивает за то, что не берет, а третьи лица (например, кассиры) кладут продукты к себе «в карман». Важно всегда перепроверять чек после покупки — при обнаружении продуктов, которые вы не брали, следует немедленно найти менеджера магазина и потребовать возврат средств. Возможно, вам понадобятся свидетели.

Если персонал не пойдет навстречу, то нужно написать жалобу администрации магазина или обратиться в Роспотребнадзор. В случае доказательства вины магазину грозит штраф в размере до 50 тыс. рублей.

Свободный проход колясок в магазин

Персонал магазина не имеет права запрещать проход в помещение людям с детскими колясками, потому что они приравниваются к маломобильным гражданам. Это регламентирует закон об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры, действующий в Москве и многих других регионах.

Администрация магазина может сослаться на узкие проходы в торговых рядах, но это означает прямое нарушение планировки. Ширина прохода должна быть не менее 80 см, чего вполне достаточно для перемещения с коляской.

Разбитый товар оплачивает магазин

Но только в том случае, если вы сделали это не специально. Магазин не может вас обязать оплатить разбитый товар, если между стеллажами узкое расстояние (менее 80 см), товары неустойчиво размещены на полках, пол мокрый или лента на кассе резко пришла в движение. Если вы намеренно разбили кружку, то за нее придется заплатить.

Запрет на досмотр личных вещей

Когда срабатывает защитная система, охранник обычно просит посетителя магазина пройти через рамки еще раз, а после повторного сигнала — показать личные вещи. Например, открыть рюкзак или достать содержимое пакетов и сверить его с чеком (если таковой имеется).

Охранник магазина действительно может осмотреть вещи, но только после получения вашего согласия. Потребовать показать сумки он не имеет права — для этого ему придется дождаться сотрудников полиции, которые уже сами примут решение о дальнейшем досмотре.

Возврат товара после окончания гарантии

Главное заблуждение состоит в том, что по окончании гарантийного срока покупатель больше не сможет починить товар в случае поломки или вернуть его продавцу. Кроме гарантии, у некоторых товаров есть срок службы — обычно к ним относят изделия длительного пользования, которые по истечении периода эксплуатации представляют угрозу для окружающих (детали, узлы, агрегаты и др.)

Пока срок службы не закончился, такой товар можно вернуть при наличии существенных недостатков производственного характера, полученных по вине продавца. Однако перед этим придется отнести изделие в магазин на ремонт, который должен исправить недочеты в течение 20 дней. По истечении этого срока вы вправе вернуть деньги.