Главный страх гуманитариев: почему мы испытываем стресс из-за математики
За пределами школы или университета большинству взрослых не приходится нервничать, повторяя в уме теорему Пифагора. В повседневной жизни мы не применяем ни котангенсы, ни логарифмы. Но если математические вычисления с малых лет вызывают у вас тревогу, не волнуйтесь — вы не одиноки. Как оказалось, это норма для многих людей по всему миру.
Что такое математическая тревожность?
Чувство напряжения, опасения или даже страха, которое мешает обычным манипуляциям с числами, может смело претендовать на причину сильной тревожности. Если вы складываете 3 и 2 на калькуляторе, стыдиться нечего — страх ошибки и связанная с ним тревога не ваша вина.
Наличие беспокойства само по себе, часто сопровождаемое навязчивыми мыслями или сомнениями, может препятствовать вашей уверенности в собственных способностях. Это происходит, даже если вы отлично владеете математическими навыками. Люди, которые сталкиваются со стрессом от необходимости посчитать чаевые в ресторане, часто страдают и от физических симптомов — учащенного сердцебиения, потеющих рук, расстройства желудка и головокружения.
Математическая тревожность распространена повсеместно. Многочисленные исследования по большей части направлены на изучение этого явления у студентов и школьников.
Что влияет на стресс?
Ученые из Университета Западного Онтарио провели обширное исследование математической тревожности. Они проанализировали данные почти 1,2 млн учащихся по всему миру. Получившийся научный труд поддерживает распространенные идеи о природе математической тревожности.
Под руководством исследователя с докторской степенью Натана Лау команда обнаружила, что одним из индикаторов беспокойства по поводу математики служит восприятие компетентности своего учителя. Другими словами, качество преподавания влияет на уровень тревожности школьников и студентов: чем строже учитель, тем больше математической тревожности у его подопечных.
Исследователи также пришли к выводу, что высокая уверенность учителя в преподавании математики ограничивает негативные последствия тревожности для успеваемости. В то же время, чем чаще студенты выполняют домашние задания с различными вычислениями, тем выше поднимается уровень их стресса.
Иначе говоря, наличие беспокойства из-за выполнения арифметических действий полностью зависит от действий учителя.
Хотя результаты ученых затрагивают данные школьников и студентов, математическая тревога не ограничивается классной комнатой. Большинство англоязычных взрослых американцев испытывает математическую тревожность от легкой до умеренной степени.
Управление тревогой или ее устранение может улучшить математические навыки и успеваемость, а также привить любовь к этой непростой для многих дисциплине.
━━━━━
Анастасия Дегтярева