ICQ возвращается: как появился главный мессенджер нулевых и есть ли у него шансы сегодня
VK Group готовит к перезапуску сразу два сервиса сообщений — ICQ и VK Teams, пишут «Ведомости» со ссылкой на источники. Возможность перезапуска ICQ обсуждалась в руководстве еще в феврале, а после введения санкций и приостановки деятельности в России некоторых компаний проект получил новый импульс. За последние двадцать лет ICQ прошел через большие изменения: менял владельцев, терял аудиторию и несколько раз получал «еще один шанс» на возрождение. Сегодня мы решили вспомнить историю легендарного мессенджера и разобраться, как ему удалось стать главным сервисом поколения Y.
90-е. Израиль. Зарождение
В 1995 году интернет для многих был еще в диковинку, но четверо израильских старшеклассников — Арик Варди, Сефи Вигисер, Яир Голдфингер и Амнон Амир — чувствовали его потенциал и решили создать простой и нетребовательный к ресурсам компьютера «интернет-пейджер». В качестве названия они использовали словосочетание I seek you («Я ищу тебя»), которое в дальнейшем преобразовалось в ICQ.
Годом позже молодые люди открыли собственную компанию Mirabilis и объявили, что программа доступна для свободного скачивания. Тогда же, задуманная как забава, «аська» набрала первый миллион пользователей. В 1998 году ICQ стал настоящим хитом — каждые три недели к сервису подключались по одному миллиону человек, из-за чего мессенджером заинтересовалась корпорация AOL и выкупила его за $407 млн.
00-е. США. Расцвет и кризис
Американский медийный конгломерат AOL активно способствовал развитию молодого сервиса. В 1999 году в тогдашней версии приложения начали появляться привычные сегодня функции вроде истории переписок, списка контактов и поиска пользователей. Еще через год разработчики научили «аську» звонить и отправлять сообщения на мобильные телефоны.
Но несмотря на многочисленные фичи, триумф сервиса был недолгим — впечатляющие обороты он набирал ровно до 2005 года: на пике популярности в нем было зарегистрировано 500 млн пользователей. Помешали развитию «аськи» социальные сети: в 2004 году появился цукерберговский Facebook, а в — 2006 дуровский «ВКонтакте». Также активно развивались другие сервисы общения вроде Skype, который на тот момент ориентировался на голосовое общение. Они оттянули на себя немалую часть аудитории ICQ, а мессенджер плавно пошел ко дну.
2010-е. Россия. Ренессанс (нет)
В 2010 году бросить спасательный круг тонущему мессенджеру решился инвестиционный фонд Digital Sky Technologies, которым руководил Алишер Усманов. Сумма сделки составила привлекательные (относительно затраченных денег AOL) $187 млн, но по итогу выяснилось, что миллиардер вложился в убыточное предприятие. В 2010 году ICQ вошла в Mail.ru Group (в 2021 году переименовался в VK), однако аудитория продолжала уменьшаться.
С июня 2011 по июнь 2012 года сервис потерял треть пользователей — их число упало с 30,8 млн до 20,5 млн человек. Позднее статистика лучше не стала — за 2013 год он потерял 30% аудитории, число пользователей сократилось до 11 млн (6,7 млн были из России). Тем не менее напомнить о себе и даже возродиться ICQ за последние годы пытался не раз.
Попытка не пытка
В 2018 году из-за блокировки Telegram некоторые россияне всерьез задумывались о возвращении в «аську». Но «телега» осталась с нами, а знаменитый сигнал «о-оу» так и не вернулся. В 2020 году мессенджер явился нам в новом обличии и с названием ICQ New. Разработчики сделали акцент на групповые чаты (до 25 тыс. участников) и звонки (до 30 человек). Но хитом новая версия не стала, и отчасти помешал ей в этом Zoom.
В 2021 году правительство утвердило перечень программного обеспечения, обязательного для установки на смартфоны и другие устройства. В список попала и «аська». Но к сожалению разработчиков выяснилось, что предустановленные приложения станут удаляемыми к марту 2022 года. На дворе как раз-таки март, и вот мы узнали, что VK готовит перезапуск ICQ. Что будет дальше и случится ли наконец успешный камбэк — остается только гадать.
2022. Новое начало
После многочисленных попыток напомнить о себе и вернуться в диджитал-игру стало ясно — ICQ уже не тот, а от былой любви к мессенджеру у людей остались лишь приятная ностальгия и воспоминания о додуровских временах. Чтобы лучше понять, почему «аська» вряд ли будет популярной сегодня, достаточно вспомнить, почему она была популярной в начале нулевых.
ICQ был нетребователен к скорости интернета. Благодаря LTE-сетям это уже не преимущество, но когда-то ICQ был действительно самым быстрым и нетребовательным мессенджером.
Дешевле, чем SMS. Так как сервис не требовал больших ресурсов при подключении, переписываться через него было дешевле, чем смсками. ICQ не взимал плату. Чтобы общаться, нужно было только заплатить за интернет.
Знакомства и чаты. Мессенджер давал возможность переписываться и создавать чаты с несколькими людьми одновременно, что было крайне удобно как в работе, так и общении с друзьями. Чат-доски — отдельное преимущество мессенджера: с их помощью пользователь мог найти нужное коммьюнити по интересам. Также ICQ был удобным местом для знакомства, где можно было найти своего человека по заданным критериям.
Смайлики и статусы. Именно в «аське» стали популярны анимированные смайлики-колобки. Они заменяли целые фразы и ими можно было полноценно общаться. Статусы же помогали показывать друзьям, чем пользователь занят в определенный момент.
Игры. В 2004 году внутри сервиса появились Xtraz — игры и веб-приложения, расширяющие функциональность платформы. Среди популярных игр были Zoopaloola, Slide-A-lama и другие. Позже на вооружение эту идею взял «ВКонтакте», но это вы и без нас знаете.
Сегодня все вышеперечисленные преимущества, которые когда-то казались выигрышными, стали обыденностью для людей, поэтому от разработчиков ожидают чего-то нового. Но, кажется, в 2022-ом у ICQ все-таки появился шанс. После блокировки Facebook, Instagram и Twitter в России пользователи ищут новые платформы для общения, и одной из них может стать «аська». Так что помним, любим и ждем.
━━━━━
Никита Прунков