На Украине заметили «ангела смерти» Бернара-Анри Леви. Кажется, у страны большие проблемы
Этого человека легко узнать по густой шевелюре, полурасстегнутой белой рубашке, элегантному черному пиджаку от Christian Dior и раздутому самомнению. Куда бы ни ступила его нога, везде происходят катастрофы и войны. Когда он поддерживает сторону конфликта, она обязательно проигрывает. Указанное описание как нельзя кстати подходит к дьяволу, но речь идет о Бернаре-Анри Леви — французском философе, которого ненавидит вся Франция, и главном апологете либерального интервенционизма. «Плейбой войны» успел засветиться и сыграть ключевую роль почти во всех крупных конфликтах последних десятилетий. А теперь его заметили и в Одессе. Рассказываем, кто такой Бернар-Анри Леви и почему его называют «всадником Апокалипсиса».
«Супермен и пророк»
Бернар-Анри Леви родился в 1948 году в семье алжирских евреев. Первые годы он жил в Марокко, но в 1954-м переехал во Францию. Отец Леви был состоятельным человеком и владел собственной компанией, занимавшейся добычей африканской древесины. Это позволило ему учиться в лучших школах Франции и заняться философией.
Публичная слава пришла к Бернару-Анри Леви в 1977 году, когда он выпустил книгу «Варварство с человеческим лицом» с критикой марксизма и социализма. Тогда же Леви впервые появился на телевидении в своем фирменном и ставшем впоследствии знаменитом образе: черный пиджак и белая рубашка с расстегнутыми сверху пуговицами.
Хорошо поставленная речь и элегантный стиль сразу же привлекли к Леви внимание публики и других интеллектуалов. Последние обрушились на него с ответными претензиями (левые идеи были тогда популярны во Франции), вынудив написать в 1981 году книгу «Французская идеология» — на этот раз с обличением фашизма и национализма.
Новая работа не успокоила критиков, то и дело ловивших Леви на противоречиях. Впрочем, это не помешало ему стать одним из самых влиятельных мыслителей Франции. В качестве своеобразного признания заслуг на родине философа стали называть по аббревиатуре из первых букв имени — BHL. В 2006 году американский журнал Vanity Fair дал ему такую характеристику:
«Он — уникальная фигура, активный интеллектуал, который быстро двигается, быстро пишет и вызывает к себе уважение. Возможности Леви и скорость его действий поистине беспрецедентны. Философ, публицист, писатель, журналист, режиссер, защитник ценностей, вольнодумец и провокатор — он находится где-то посередине между смутьяном и племенным старейшиной, Суперменом и пророком».
BHL и война
Бернар-Анри Леви известен не только новаторскими идеями, но регулярными визитами в самые горячие точки мира. Первое путешествие философ совершил в Бангладеш в 1971 году — тогда страна воевала за независимость от Пакистана. По мотивам этой и других поездок он написал десятки работ и снял несколько фильмов.
Но одним только научным интересом разъезды Леви не ограничивались. Философ никогда не был обычным наблюдателем — он раз за разом выбирал сторону конфликта и сам вступал в противостояние, оказывая ей медийную помощь. Ради «любимчиков» Леви не стеснялся подключать и политические связи на родине, чем неоднократно втягивал Францию, а за ней и весь Запад, в кровопролитные войны.
Впервые он показал себя во время войны в Боснии и Герцеговине (БиГ) 1992-1996 гг. Леви был одним из первых иностранцев, которые посетили осажденный сербами город Сараево и встретились с лидером БиГ Алией Изетбеговичем. Беседа с ним настолько тронула мыслителя, что вернувшись во Францию, он лично убедил президента Франсуа Миттерана публично посетить Сараево в надежде остановить кровопролитие. Эта поездка ни к чему не привела, зато стала прологом к вмешательству в конфликт НАТО.
Аналогичным образом внимание Бернара-Анри Леви привлекла гражданская война в Ливии 2011 года. Конфликт начался в феврале, а уже в марте мыслитель приехал туда из Египта на встречу с лидерами оппозиции. После визита Леви позвонил президенту Франции Николя Саркози и госсекретарю США Хиллари Клинтон, попросив их помочь восставшим свергнуть Муаммара Каддафи. В скором времени авиация НАТО действительно вмешалась в войну, но после интервенции Ливия фактически перестала существовать как единое государство.
В афганском конфликте философ поддерживал движение моджахедов в лице полевого командира Ахмада Шаха Масуда. Леви встретился с ним в Афганистане еще в 1981 году — с тех пор он всячески поощрял вооружение повстанцев со стороны НАТО и сам передавал им радиопередатчики для борьбы с советскими войсками.
Впрочем, близкое общение с Бернаром-Анри Леви не принесло Масуду ничего хорошего. В 2001 году философ попытался организовать встречу полевого командира с Жаком Шираком, и через некоторое время «панджшерского льва» убили террористы «Талибана» (запрещен в РФ). Иронично, но через 20 лет поддержка Леви сыграла злую шутку и с Ахмадом Масудом-младшим. Он встретился с сыном знаменитого командира летом 2021 года — через две недели талибы захватили власть в стране. 21 августа Леви поговорил с Ахмадом Масудом по телефону, вдохновив его панджшерское сопротивление на борьбу с радикалами. Но уже 6 сентября провинция пала, а Масуд был вынужден скрыться в неизвестном направлении.
«Всадник Апокалипсиса»
Историями с Боснией, Ливией и Афганистаном «заслуги» Леви не ограничились. Он стремился вклиниться почти во все значимые конфликты последних лет — поддерживал бомбежки Югославии 1999 г., защищал Грузию во время войны 2008 г., выступал на Евромайдане в 2014 г. и призывал США отправить войска в Сирию в 2015 г. (список можно продолжать). Философ не присоединился только ко вторжению США в Ирак 2003 г. — оно оказалось «излишним» даже по его меркам.
Все это принесло Бернару-Анри Леви дурную славу сторонника либерального интервенционизма и человека, который хайпится на войне (что он, естественно, отрицает). На Западе его считают псевдоинтеллектуалом и позером, в России он прослыл «вестником зла», а жители «освобожденных» государств только и ждут момента, чтобы поквитаться со своим героем. В 2017 году Леви приехал в Сербию, где получил пирогом в лицо. Через три года его съемочная группа едва выбралась из Ливии после встречи с «благодарными» жителями.
За чрезмерную активность, стремление находиться в самой гуще событий и умение с поразительной точностью поддерживать проигрывающую сторону Бернар-Анри Леви прослыл этаким «ангелом смерти» и «всадником Апокалипсиса». Куда бы он не пришел и чью бы сторону он не поддержал, за ним, казалось, всюду следовали войны, конфликты и прочие катастрофы.
«Старинная арабская поговорка гласит: "Будь ты проклят Бернаром-Анри Леви, занимающим твою сторону"», — поиронизировал в 2016 году британский сатирик Карл Шарро.
14 марта Леви приехал на Украину, где продолжается военная операция российских войск. Философа заметили на улицах Одессы в сопровождении главы местной администрации, и многие увидели в этом дурной знак, предвещающий скорую катастрофу в стране.
«"Да будет Бернар-Анри Леви позировать на ваших руинах" — это балканское проклятие, которое я бы не пожелала даже худшему врагу. Тем более Украине», — отреагировала на новости боснийский историк Арнеса Булюшмич-Кустура.
Похоже, поводы для беспокойства действительно есть. Бернар-Анри Леви оправдывает репутацию, продолжая гнуть свою линию и не стесняясь делать неоднозначные заявления. Судя по постам в Twitter, философ по-прежнему находится в Одессе, откуда призывает НАТО вмешаться в конфликт и установить над Украиной бесполетную зону ради спасения демократии. Риск третьей мировой, кажется, нисколько не смущает французского «ангела смерти». А это значит, что жесткая критика и собственные ошибки его так ничему и не научили.
━━━━━
Виталий Рюмшин