Максим Гучек/БелТА/ТАСС
Максим Гучек/БелТА/ТАСС

Россия и Украина пытаются выйти из кризиса уже три недели. Почему переговоры вязнут?

Москва настаивает на нейтралитете и разоружении Украины, а также на признании Крыма и ЛДНР. Киев отказывается от большинства требований

21 марта делегации России и Украины провели очередной раунд двусторонних переговоров. Консультации идут уже почти месяц, за это время переговорщики неоднократно говорили о сближении позиций по ключевым вопросам, а СМИ публиковали проекты возможного соглашения. Однако до компромисса, кажется, по-прежнему далеко, и боевые действия продолжаются. Разбираемся, что именно Москва добивается от Киева, по каким вопросам им удалось договориться, а какие из них тормозят мирные переговоры.

1. Нейтралитет

Отказ от вступления Украины в НАТО был одним из главных требований России еще во время консультаций по гарантиям безопасности с США и их союзниками. С 24 февраля позиция Москвы несколько ужесточилась: теперь она также хочет, чтобы Киев вернулся к внеблоковому статусу, который упразднили в конце 2014 года. Украинские власти в ответ просят предоставить им многосторонние гарантии безопасности с подписями России, США, Турции и ряда других государств.

Сторонам удалось достичь прогресса по этому вопросу. С начала марта президент Украины Владимир Зеленский стал публично говорить, что «охладел» к вступлению в НАТО. 18 марта спикер Рады Руслан Стефанчук заявил о готовности изменить конституцию по результатам переговоров. Глава МИД РФ Сергей Лавров также подчеркнул, что переговоры должны закончиться подписанием всеобъемлющего договора, в который войдет «нейтральный статус Украины при гарантиях ее безопасности».

Против внеблокового статуса выступает только украинская оппозиция. Разногласия уже вылились в публичный конфликт между партией Петра Порошенко и главой офиса Зеленского Алексеем Арестовичем. Однако их конфликт вряд ли повлияет на переговоры.

2. Демилитаризация

Требование России демилитаризовать Украину прочно связано с ее нейтральным статусом. Судя по всему, этот пункт вызывает больше разногласий у сторон — неизвестно, какие именно параметры предлагает Украине Москва и согласен ли вообще Киев обсуждать их.

Сам по себе термин «демилитаризация» подразумевает отказ страны от планирования войны, частичный или полный роспуск армии, разоружение и уничтожение военной инфраструктуры. 16 марта Кремль упоминал, что рассматривает компромиссный вариант — австрийский или шведский нейтралитет. В первом случае Украина будет иметь небольшую оборонительную армию, но не сможет вступать в военные блоки и размещать на своей территории иностранные базы. При шведской модели Киев сможет сохранить свой ВПК и получит бо́́́льшую свободу в военном сотрудничестве с западными странами.

Тогда же газета Financial Times опубликовала выдержки из драфта договора, среди которых были сокращение вооружений, отказ от иностранных баз и закупок оружия. Украинские власти заявили, что документ отражает предложения России, но у них на этот счет есть своя позиция. Какая именно, Киев до сих пор не уточнил.

3. Денацификация

В классическом понимании денацификация означает полное очищение всех форм общественной жизни от нацистской идеологии. Через нее прошли Германия и Австрия после 1945 года — тогда процедура включала в себя запрет символики, перестройку законодательства и преследования всех нацистских функционеров.

Какой вид будет иметь денацификация применительно к Украине, неизвестно. Ясности в этом вопросе еще меньше, чем по демилитаризации. Советник президента Турции Ибрагим Калын считает, что Украине потребуется лишь осудить все формы нацизма и пообещать пресекать их проявления. В версии главы МИД РФ Сергея Лаврова Киеву необходимо отменить все законы, дискриминирующие русский язык. Украинские СМИ упоминали наказания за героизацию нацизма, запрет националистических формирований и требование сделать русский вторым государственным языком.

Похоже, обсуждение денацификации идет очень тяжело. 18 марта глава российской делегации Владимир Мединский говорил, что Киев напрочь отказывается признавать наличие националистических формирований на Украине. О подвижках на этом направлении ни Россия, ни Украина не сообщали.

4. Статус Крыма, ДНР и ЛНР

Территориальные вопросы остаются главным тормозом переговорного процесса. Москва добивается признания независимости Донбасса в административных границах Донецкой и Луганской областей, а также снятия претензий Украины на Крым. Киев же наотрез отказывается обсуждать это, рассматривая требования как нарушение территориальной целостности.

Судя по всему, Украина и Россия не приступили даже к обсуждению этих пунктов. Зеленский заявлял о готовности искать компромисс при условии прекращения огня и вывода войск РФ с территории Украины. В свою очередь, Кремль отказывается прекращать военную операцию до тех пор, пока украинские власти не выполнят его требования. В такой ситуации рассчитывать на какой-либо прогресс не приходится.

5. Встреча Путина и Зеленского

На повестке дня также стоит вопрос о личной встрече Владимира Путина и Владимира Зеленского. Украина активно добивается организации саммита на высшем уровне, предлагая провести его в Израиле или Турции. Судя по заявлениям из Анкары, российский президент также не против встречи.

Впрочем, у России и Украины остаются существенные разногласия по содержанию саммита. Зеленский рассчитывает на переговоры, в ходе которых он и Путин придут к компромиссу по выходу из кризиса. Однако Кремль не видит смысла в разговорах и готов только подписывать уже достигнутые договоренности.

Москва требует от Киева «сделать домашнюю работу» в рамках делегаций, а уже потом думать о встрече президентов. А это значит, что встречи Путина и Зеленского не будет до тех пор, пока Россия и Украина не согласуют все предыдущие вопросы.

━━━━━

Виталий Рюмшин