Sibirskaya/Shutterstock
Sibirskaya/Shutterstock

Данные клиентов «Яндекс.Еды» опубликовали в сети. За это можно подать в суд?

Да, но придется доказать полученный моральный ущерб и, возможно, потратить деньги на адвоката

22 марта в сеть выложили интерактивную карту с данными пользователей «Яндекс.Еды» — на ней были отображены адрес и ФИО клиента, его контактный номер, электронная почта и сумма покупок за последние полгода. В компании заявили, что это всего лишь визуализация старой утечки, которая произошла в начале марта. Роскомнадзор уже заблокировал сайт с картой и внес в реестр нарушителей прав субъектов персональных данных. Мы решили узнать у юриста, могут ли пострадавшие подать в суд на компанию и какова вероятность выиграть дело.

Как клиенты «Яндекс.Еды» отреагировали на утечку?

На слитой в сеть карте клиенты сервиса обнаружили не только свои домашние адреса, но и другие места, откуда они заказывали еду (номера отелей, дома родственников и друзей). Несмотря на то, что утечка действительно не новая, пользователи потребовали объяснений от сервиса.

«Я теперь вообще не в безопасности, даже у себя дома», — написала в Twitter одна из пострадавших. Другие пользователи добавили, что опубликованные персональные данные могут привести к сталкингу или случаям воровства у «особо богатых» клиентов сервиса — не говоря уже об угрозе жизни и здоровью.

После этого «Яндекс.Еда» разослала клиентам письмо с извинениями за неудобство. Однако пользователей не устроил такой ответ, потому что еще 1 марта, после той самой утечки, компания обещала вместе с правоохранительными органами «сделать все, чтобы минимизировать распространение базы».

Теперь клиенты сервиса объединяются, чтобы вместе подать коллективное заявление в суд на «Яндекс.Еду». С желанием помочь выступил юридический проект «Сетевые свободы» — в данный момент его специалисты собирают заявки от пострадавших для дальнейших судебных разбирательств. Пока что зафиксировано порядка 300 обращений.

Из-за чего произошла утечка данных? И можно ли подать на виновника в суд?

«Первоначально виноват сотрудник «Яндекс.Еды», по вине которого произошла утечка. Также виноват сам «Яндекс», которому не удалось создать достаточно безопасный сервер для хранения данных — за это компанию можно привлечь к административной ответственности», — считает юрист Russian Lawyers Company Владимир Алексеев. Люди, которые создали интерактивную карту — это вторичные звенья, то есть лишь «производное инцидента», поэтому их действия никак не усиливают ответственность «Яндекса», добавляет юрист.

Рассмотрение дела возможно только при условии состязательности сторон — а именно признании сервисом своей вины и доказательстве полученного ущерба. «Например, если бы произошло хищение средств с банковской карты, данные которой выложили в публичный доступ, тогда встал бы вопрос о взыскании похищенных денег. У нас же идет речь о компенсации морального вреда, который необходимо будет доказать», — объясняет Алексеев.

Что необходимо сделать для подачи заявления?

В заявлении нужно подробно рассказать, каким образом утечка персональных данных задела вас: какие переживания или неудобства вам пришлось перенести. При рассмотрении подобных дел истцы освобождаются от уплаты судебной пошлины.

«Пострадавший вправе обращаться либо по месту своего проживания, либо по адресу регистрации сервиса. Привлекать в помощь адвоката, на мой взгляд, в данном ситуации необязательно, — говорит юрист. — Но эксперт, безусловно, может ускорить процесс и при этом устранить все несостыковки».

Каждый клиент должен самостоятельно оценить, нужно ли ему обращаться в суд, ведь это повлечет временные и, возможно, финансовые затраты. «В целом, это дело не выглядит сложным, поэтому при небольшой загруженности судьи его рассмотрение займет примерно три месяца», — считает Алексеев.

Насколько велика вероятность выигрыша при обращении в суд?

Юрист Russian Lawyers Company считает дело об утечке данных довольно «перспективным», так как в нем есть явное нарушение закона о защите прав потребителей и разглашение персональных данных, что действительно наносит пострадавшему моральный вред. Вдобавок, Роскомнадзор собирается оштрафовать «Яндекс.Еду» за утечку — ведомство уже составило протокол по статье, предполагающей до 100 тыс. рублей штрафа.

Кроме того, суд не может отрицать причинение морального вреда клиентам, однако, говорит юрист, судья вправе оценить размер компенсации такого вреда. «Компенсация скорее всего составит порядка пяти тысяч рублей. Хотя пострадавший может оценить полученный ущерб и в миллион — тогда дело передадут на рассмотрение районного судьи», — поясняет Алексеев.

Сумма компенсации не зависит от того, подает пострадавший заявление в одиночку или в составе группы других истцов, отмечает юрист. Иначе говоря, при соответствующем решении суда каждый пострадавший получит свою индивидуальную компенсацию — она зависит от того, насколько большой моральный ущерб получил человек и будет ли он достаточно обоснован.

«Напомню, моральный ущерб — это нравственные и физические страдания, которые перенес человек в результате случившегося. Скажем, один не спал из-за утечки всю ночь, а к другому явились на разглашенный адрес злоумышленники. Это совершенно разные истории и разные размеры компенсаций», — заключает Владимир Алексеев.