«Ликовать рано»: экономисты об укреплении рубля и будущем российской экономики
В последние несколько дней рубль продолжает укрепляться: 1 апреля курс доллара — впервые с 23 февраля — опустился до 80,3 руб., евро — до 92 руб. Значит ли это, что российская экономика потихоньку восстанавливается? Мы спросили у руководителя направления «Фискальной политики» Экономической экспертной группы Александры Суслиной и профессора РАНХиГС, доктора экономических наук Андрея Марголина.
Тенденция на укрепление рубля — хороший знак?
Сейчас государство контролирует оборот валюты. Так, российский бизнес обязали конвертировать в рубли не менее 80% валютной выручки. Также Центробанк ввел временный порядок операций с наличной валютой: граждане могут снимать с валютных счетов и вкладов не более $10 тыс., а остальные средства получать в рублях по рыночному курсу. Кроме того, россияне могут вывозить из страны не более $10 тыс. наличными.
Поэтому говорить о том, что рубль и экономика восстанавливаются, преждевременно, считает спикер Экономической экспертной группы Александра Суслина. «Индикатор биржи как будто говорит, что жизнь скоро станет лучше. Но этого не произойдет, пока оборот валюты в стране не станет свободным, как прежде — и люди будут ее спокойно покупать, вывозить, продавать. Ликовать рано», — указывает Суслина.
Помимо ограничений ЦБ на укрепление рубля влияет приток валюты в страну. «Чем больше в стране долларов — того, чем платят за нефть и газ другие страны, тем крепче отечественная валюта, — объясняет эксперт. — В данный момент это единственный способ устремления валюты в нашу страну, потому что ни о каких зарубежных инвестициях сейчас речь не идет».
Курс рубля также может повышаться из-за увеличения спроса на отечественную валюту за рубежом. Это происходит на фоне новостей о том, что Россия требует от недружественных стран платить за газ рублями. Профессор РАНХиГС Андрей Марголин считает, что Европа вряд ли сможет отказаться от поставки российских энергоносителей в кратчайшие сроки. А поэтому им придется покупать рубли.
Экономист напоминает о недавнем разговоре канцлера Германии Олафа Шольца и Владимира Путина, во время которого немецкий политик попросил объяснить, каким образом могут осуществляться платежи в рублях. «Теперь мы видим превращение позиции “никогда не будем” в конструктивный диалог», — отмечает Марголин.
Экономист уверен, что укрепление рубля — хороший знак. «Стабильный рубль дает нам возможность торговли с самыми разными партнерами, которые не объявляли санкции. С непредсказуемым курсом непонятно, как заключать торговые сделки», — рассуждает эксперт.
Почему зарубежные компании закрылись, если это принесет им убытки?
«Мы привыкли думать, что капиталисты готовы на все ради денег. Оказывается, деньги для них не так уж и важны. Если у них встанет выбор между репутационным ущербом и потерей средств, они выберут второе. Европейцы готовы какое-то время померзнуть, чтобы из принципа не покупать российский газ. Они понимают, что будет дорого и голодно, но для них важно показать свою позицию», — говорит Александра Суслина.
Раньше бизнес строился по более рациональному сценарию, который был основан на прибыльности. Сейчас же страны руководствуются идеями, далекими от экономики, поэтому предсказывать что-либо в такой ситуации довольно сложно, отмечает она.
При этом некоторые компании «посылают сигналы правительству о том, чтобы оно не национализировало их, потому как планируют вернуться при первом удобном случае», отмечает Марголин. «Это многослойная проблема, поэтому на некоторый период компании ввели внешнее управление», — указывает эксперт.
Стоит ли покупать валюту и что делать со своими накоплениями?
На фоне падения доллара и евро по отношению к рублю многие задумались о приобретении валюты. «С одной стороны, доллар снижается — но только на продажу. То есть если вы захотите купить доллары и евро, то заметите, что курс в банке сильно отличается от установленного ЦБ не в вашу пользу. С другой стороны, государство может и вовсе заморозить долларовые депозиты. В такой ситуации лучше даже дешевеющие рубли, которые граждане могут в любой момент снять и использовать», — говорит Суслина.
Кроме того, российские банки существенно увеличили процентные ставки по рублевым депозитам. На 1 апреля предложения по годовым ставкам достигают 22%. «С точки зрения финансовой защиты, это весьма неплохой способ распоряжения со своими накоплениями», — замечает Марголин.
Что ждет российскую экономику в ближайшее время?
«В условиях санкционной войны легко не будет, и не нужно иметь никаких ученых степеней, чтобы это понимать», — рассуждает Марголин. Суслина считает, что дальнейшее развитие экономики будет зависеть от того, насколько быстро конфликтующие страны достигнут договоренностей. «При недостижении соглашений экономический снежный ком начнет нарастать еще больше уже в следующем месяце», — считает она.
Но в экономике не бывает все только «хорошо» или «плохо» — всегда нужно смотреть с разных точек зрения, уверен Марголин. С каждым днем правительство принимает все больше компенсирующих мер — например, в IT-сфере, где прибыль компаний на три года уже освободили от уплаты налогов, а айтишникам дали возможность брать льготную ипотеку. Кроме того, у государства есть опыт пандемии, который позволит помочь малообеспеченным семьям и малому бизнесу.
Ключевым принципом для поддержания экономики Марголин называет свободу предпринимательства, о которой неоднократно говорили президент и правительство. «Я уверен, что Россия не только выдержит это давление, но и, более того, выйдет из всего этого еще более конкурентоспособной», — считает эксперт.