Биолаборатории, ноутбуки и коррупция: чем занимался сын Байдена на Украине?
Дело об американских биолабораториях на Украине стремительно обрастает новыми подробностями. Теперь в нем появился неожиданный фигурант — сын президента США Хантер Байден. Минобороны РФ и западные СМИ говорят о том, что его фонд напрямую спонсировал разработку биологического оружия. Эти данные подтверждает и скандальный ноутбук — «российский фейк», который неожиданно оказался реальностью. Разбираемся, какое отношение Хантер Байден имеет к биолабораториям и почему его могут осудить за деятельность на Украине.
Биолаборатории Байдена-младшего
Похождения Хантера Байдена с украинскими биолабораториями всплыли на поверхность 24 марта, когда Минобороны РФ впервые рассказало о связи руководимого им инвестиционного фонда Rosemont Seneca Partners и компании-подрядчика Пентагона Metabiota, которая работала на Украине и имела отношение к разработке биологического оружия.
Информацию российских властей вскоре подтвердили британский таблоид Daily Mail и американская газета New York Post. По их данным, сын президента США и его партнеры взяли на себя организацию работы и финансирование Metabiota на Украине.
Опубликованные документы свидетельствуют о том, что активная фаза работы Байдена и Metabiota пришлась на 2014 год. На его протяжении бизнесмен спонсировал компанию, поставлял ей инвесторов, клиентов из числа государственных структур, а также помогал с арендой офисного пространства.
В этот период Metabiota напрямую получила от Rosemont Seneca Partners $500 тыс. Еще около $1 млн фонд привлек с помощью сторонних компаний, в число которых входит банк Goldman Sachs. Хантер Байден и его бизнес-партнер Девон Арчер также свели ее со скандальной газодобывающей фирмой Burisma. В одном из опубликованных писем исполнительной директор фирмы Вадим Пожарский интересовался у Арчера «научными проектами» Metabiota и ее целями на Украине.
Раскрытые данные не проливают свет на деятельность Metabiota на Украине. В одном из писем вице-президента компании Мэри Гуттиери Хантеру Байдену упоминалось, что работа компании поможет Украине достичь «культурной и экономический независимости от России». Metabiota также была субподрядчиком фирмы Black & Veatch, которая сотрудничала с Пентагоном. С февраля 2014 по ноябрь 2016 минобороны США выделило ей $18,4 млн, из которых $307 тыс. пошли на «исследовательские проекты на Украине».
По косвенным свидетельствам можно заключить, что деятельность Metabiota имела не только научную направленность. Однако приложил ли к этому руку Байден-младший, неизвестно.
Ноутбук под прицелом
Львиная доля информации о делах Metabiota попала в СМИ из легендарного ноутбука Хантера Байдена, о котором рассказала газета New York Post в октябре 2020 года. По ее данным, Байден-младший отдал свой MacBook Pro в мастерскую в штате Делавэр в апреле 2019 года и по неизвестным причинам не забрал его оттуда. Владелец мастерской снял копию жесткого диска, которую передал адвокату Дональда Трампа Руди Джулиани, а тот слил данные в СМИ.
В ноутбуке содержалось много компромата на Хантера Байдена. Но что более важно — там обнаружилась обширная деловая переписка за 2009-2019 гг., которая свидетельствовала о возможной коррупции его отца.
Журналисты выяснили, что Байден-младший помог руководству Burisma организовать встречу с ним в 2014 году. Через восемь месяцев после этого вице-президент США потребовал уволить генпрокурора Украина Виктора Шокина, расследовавшего дело против компании. Взамен он пообещал Киеву организовать финансовую помощь на $1 млрд.
Ноутбук Хантера стал причиной громкого скандала накануне президентских выборов, состоявшихся в ноябре 2020 года. Ситуацию усложняло, что никто не видел его вживую — ФБР изъяло компьютер еще в декабре 2019 года, где он благополучно затерялся. Поэтому и либеральные СМИ, и сам Хантер Байден быстро окрестили ноутбук «фейком российской пропаганды». Как выяснилось позже, зря.
В марте газеты The New York Times и The Washington Post подтвердили, что ноутбук реально существует и по-прежнему находится в распоряжении ФБР. На фоне этого правоохранители дали ход расследованиям о деятельности сына действующего президента на Украине. Среди них есть дела об уклонении от налогов и о потенциальном нарушении закона об иноагентах при лоббировании интересов Burisma.
Никаких обвинений Хантеру Байдену пока что не предъявили. Однако The New York Times считает, что данные с ноутбука могут стать основанием для уголовного производства.
Биологическое оружие или коррупция?
Чтобы понять, чем все-таки занимался Хантер Байден на Украине, достаточно взглянуть на историю фонда Rosemont Seneca Partners. Хантер Байден учредил его вместе с Девоном Арчером и приемным сыном экс-госсекретаря Джона Керри Кристофером Хайнцем в 2009 году.
Компания Байдена-младшего уже мелькала в западных СМИ из-за подозрений в коррупции. В 2018 году политолог Петер Швейцер написал в своей книге «Тайные империи», что незадолго после создания Rosemont Seneca Partners магическим образом получила доступ к контрактам с зарубежными государственными предприятиями, преимущественно в Азии. Они щедро спонсировали ее, а взамен пользовались «особым отношением» со стороны властей США.
Активная деятельность Rosemont Seneca Partners в Китае, Японии и Южной Корее по счастливой случайности пришлась на то время, когда президент США Барак Обама объявил курс на «поворот к Азии», а вице-президент Джо Байден совершал туда постоянные визиты. В 2014 году Байдена-старшего отправили курировать украинский вопрос — и по такой же счастливой случайности там объявился фонд его сына.
В апреле 2014 года Хантер Байден и Девон Арчер попали в украинскую политику через совет директоров Burisma. Сам Байден-младший позже называл свое назначение «недвусмысленной пощечиной Путину». Однако на самом деле он занялся привычным делом — стал наводить мосты между Burisma и правительством США.
Rosemont Seneca Partners помогла Хантеру расширить число клиентов, в числе которых оказалась и Metabiota. Байден-младший пользовался своими связями, чтобы выбивать (возможно, незаконно) для нее дополнительное финансирование и помогать с выходом на украинский рынок.
Опубликованные Минобороны РФ документы тоже свидетельствуют, что строительство биолабораторий было крайне сомнительным мероприятием. Из них следует, что связанные с Metabiota лаборатории и компании изучали опасные вирусы с грубыми нарушениями норм безопасности, а выводы их сотрудников не имели почти никакой научной ценности. Это говорит о том, что биологическое оружие на Украине могло оказаться просто коррупционным проектом — и семья Байдена глубоко завязла в нем.
━━━━━
Виталий Рюмшин