Sophie The Laya Yogis/Unsplash
Sophie The Laya Yogis/Unsplash

Длинноухие великаны: что скрывают статуи острова Пасхи

Несмотря на тайны, столетия окутывавшие каменных исполинов, ученые смогли раскрыть большинство из них и даже подтвердить теории собственноручно

Посреди океана стоит таинственный изолированный остров. Впервые его обнаружил голландский исследователь Якоб Роггевен в день Пасхи 1722 года. Крошечная коса вулканической породы в бескрайних Южных морях — самое отдаленное обитаемое место на планете. Остров усеян огромными статуями, происхождение которых до сих пор пленяет умы всех неравнодушных. Разбираемся, что стоит за тайнами загадочного поселения.

Какие вопросы окружают остров Пасхи?

Зрелище огромных каменных фигур казалось почти невообразимым для первых европейских свидетелей. Население острова было слишком малочисленным, примитивным и изолированным, чтобы совершить такие подвиги искусства, инженерии и труда.

«Мы едва ли могли себе представить, как эти островитяне, совершенно незнакомые с какой-либо механической силой, могли воздвигать такие колоссальные фигуры», — писал британский моряк Джеймс Кук в 1774 году.

История территорий, как и искусство туземцев, сделала этот остров уникальным. Но попытки разгадать местные тайны породили множество интерпретаций и аргументов. Когда появились первые люди? Откуда они пришли? Зачем вырезали такие огромные статуи? Как они перемещали их и поднимали на платформы? На такие вопросы люди отвечали снова и снова, но ответы продолжают дополняться и по сей день.

Откуда на острове взялись люди?

За последние несколько десятилетий археологи собрали доказательства того, что первые поселенцы загадочной территории пришли с другого полинезийского острова. Но кем были эти люди?

В 1955-1956 гг. путешественник Тур Хейердал организовал археологическую экспедицию на остров Пасхи. В итоге он смог немного приоткрыть завесу тайны происхождения местных аборигенов: создателями статуй оказалось вымирающее туземное племя «длинноухих», получившее свое название потому, что у них был обычай удлинять мочки ушей при помощи тяжелых украшений. Племя веками хранило секрет возведения статуй в тайне от основного населения острова — «короткоухих».

В результате этой секретности короткоухие окружили статуи мистическими суевериями, которые долгое время вводили европейцев в заблуждение.

Что представляют собой статуи?

В настоящее время на острове насчитывается 887 статуй моаи. Считается, что гигантские сооружения были изготовлены где-то между 1250 и 1500 гг. Они строились посмертно в честь вождя или других важных персон. Их размещали на прямоугольных каменных платформах в качестве надгробий над могилами умерших.

Когда в 1722 году на остров Пасхи прибыл первый европейский корабль, все статуи моаи стояли на месте. Однако более поздние посетители сообщали о том, что со временем статуи все же упали, а в конце XIX века ни одна из них на ногах уже не стояла. Наиболее распространенная теория заключается в том, что истуканы были свергнуты в ходе межплеменных войн, чтобы тем самым унизить врага и его предков.

Существует также легенда о женщине по имени Нуахине Пикеа Ури, которая обладала магическими силами и однажды в гневе заставила статуи упасть, когда ее дети не оставили ей поесть. Некоторые старейшины острова до сих пор верят в это.

Первый европеец, посетивший остров в 1722 году, Якоб Роггевен сообщил в корабельном журнале о людях, молящихся статуям.

Оружия у людей, судя по виду, не было. Хотя, как я заметил, они полагались в случае необходимости на своих богов или идолов, которые в большом количестве воздвигнуты вдоль всего морского берега, перед которыми они падают ниц и взывают к ним. Все эти идолы были высечены из камня и имели вид человека с длинными ушами, украшенного на голове короной, но все они были сделаны искусно, чему мы немало удивились. Вокруг этих предметов поклонения оставляли свободное пространство, кладя камни на расстоянии двадцати или тридцати шагов

Якоб Роггевен, голландский мореплаватель, первооткрыватель острова Пасхи

О поклонении камням за все время сообщил только Роггевен. Это позволяет предположить, что статуи почитались еще до прихода европейцев. По всему острову было принято перерабатывать части старых статуй при строительстве новых платформ для них. Это означает, что моаи больше не считались святыми, когда человек, которого они представляли, был забыт.

Как древние люди изготавливали статуи?

Моаи вырубались на каменоломне вулкана Рано Рараку. Затем их нужно было переместить к местам захоронения предков. Почти половина всех статуй так и осталась на каменоломне.

Резчики полностью контролировали камень. Они могли перемещать статуи из Рано Рараку в Тахай, который находится в 15 км, не ломая нос, губы, пальцы или другие части статуй.

Инструменты, используемые для вырезания моаи, походили на простые ручные стамески. Они были найдены в бесчисленном количестве во время раскопок, особенно вокруг статуй. Инструменты высочайшего качества изготавливались из гавайита, самого твердого камня, найденного на острове Пасхи.

Глазницы вырезались, когда статуя находилась на платформе, а глаза из белого коралла и обсидиана вставлялись во время церемоний, чтобы пробудить силу моаи. В некоторых случаях статуи украшались огромными цилиндрическими шляпами или пучками волос из вулканического камня.

Как древние люди перемещали статуи?

Одна из самых больших загадок острова Пасхи заключается в том, как племенам каменного века удавалось перевезти 50-тонные булыжники по холмистой местности. В легендах местных жителей говорится, что моаи «ходили» с помощью вождя или жреца, обладавшего сверхъестественными силами. Ученые предложили похожий метод, который отражает информацию из легенд.

По просьбе исследователя Тура Хейердала, группа из последних живущих на острове «длинноухих» под руководством лидера клана воспроизвела все этапы изготовления идолов и переместила готовую 12-тонную статую к месту установки.

Группа поставила исполина на ноги с помощью хитроумного приспособления из камней, подкладываемых под основание, и трех бревен, используемых как рычаги. Затем статуя действительно «пошла» с помощью нескольких команд помощников, использовавших канаты.

На вопрос, почему жители острова не рассказывали об этой технике европейским исследователям ранее, лидер клана заявил, что «никто об этом и не спрашивал». Туземцы также сообщили, что уже несколько поколений никто не изготавливал статуи. Однако с раннего детства каждого из них обучали этому ремеслу, просто рассказывая и заставляя повторять услышанное, пока дети точно не запоминали все детали.

Ответив на большинство издавна мучивших вопросов об острове Пасхи, ученые могут однозначно заявить: никакая внеземная сила не замешана в постройке столь удивительных, но все-таки вполне понятных объектов искусства.

━━━━━

Анастасия Дегтярева