sobyanin.ru
sobyanin.ru

ГЭС-2 стала новым культурным центром. Какой она была до ремонта и как ее преобразовали?

Станция превратилась в настоящий арт-объект. По замыслу авторов проекта, в год ее должны посещать порядка 750 тыс. человек

Бывшее здание электростанции стало новым местом сосредоточения столичной культуры. Теперь там находится одна из ведущих выставочных площадок, фирменный книжный магазин, кафе, ресторан и множество других локаций. Рассказываем историю станции и то, какой она стала теперь.

Строительство ГЭС-2

Одна из старейших электростанций Москвы была вспомогательным звеном для другой станции — ГЭС-1. Ее возвели на Раушской набережной, станция обеспечивала работу трамвайной сети, которая активно развивалась в начале XX века. Но ей не хватало мощности, поэтому на помощь в столице в 1905-1907 годах построили ГЭС-2. Примечательно, что аббревиатура расшифровывалась не «гидроэлектростанция», а «государственная электростанция».

Здание ГЭС-2 возвели на юго-западе острова Балчуг, на берегу Водоотводного канала у Малого Каменного моста. Заниматься проектированием станции поручили архитектору Василию Башкирову, известному своим сотрудничеством с художником Виктором Васнецовым. Совместно они декорировали фасад Третьяковской галереи.

После распада Российской Империи власть на себя взяло Временное правительство, с чем не согласились большевики. Так, во время их противостояния станцию захватили красноармейцы и разместили на часовне пулеметную точку. Трамвай большевики стали использовать для бесперебойного снабжения боеприпасами и перемещения по городу. Когда большевики окончательно захватили власть, электростанция снова стала использоваться по назначению.

В итоге ГЭС-2 проработала почти век и закрылась в 2006 году. Здание долгое время простаивало, и через три года станция получила статус объекта культурного наследия регионального значения. В 2014 году глава Департамента культуры Москвы Сергей Капков предложил выкупить постройку предпринимателю и меценату Леониду Михельсону, который как раз искал здание для московской выставочной площадки фонда современного искусства V-A-C. Михельсон решил, что ГЭС-2 станет отличным местом для нового культурного кластера.

Проектирование нового культурного центра

Над дизайном здания работал итальянский архитектор Ренцо Пьяно — к слову, он же строил здание Таймс в Нью-Йорке, небоскреб «Осколок» в Лондоне и культурный центр Жоржа Помпиду в Париже. «Мне хотелось создать непредсказуемое пространство, которое может динамически трансформироваться в зависимости от проектов, которые будут создаваться внутри. Будь то выставки, перформансы, лекции или концерты. Это не будет музеем, скорее настоящей фабрикой искусства», — так описывал свое видение Пьяно.

Согласно новому проекту, сооружению нужно было вернуть первоначальный облик трамвайной электростанции, но при этом переосмыслить внутреннее пространство. Для этого авторы концепта решили обратиться к принципам энергоэффективной архитектуры, то есть использовать солнечные батареи, проветривать здание через надстроенные до 70 метров трубы и собирать дождевую воду. Для естественного освещения в дневное время крышу запланировали сделать стеклянной.

Полное перевоплощение ГЭС-2

Отреставрированное здание электростанции напоминает готический собор: высокие своды, гигантские арочные окна, четырехугольные колонны, выступающие за границу крыши. Над сооружением ввысь протянулись голубые трубы, отвечающие за вентиляцию воздуха. Выбор цвета не случаен — в ясную погоду они должны сливаться с небом и, таким образом, с городским ландшафтом.

В нефе основного здания расположилось большое выставочное пространство площадью 1300 м². В помещениях поменьше также проходят локальные выставки. На первом этаже открылся концептуальный книжный магазин с собственным мерчем и искусствоведческой литературой. В другой стороне находится кафетерий и аудитория на 350 посадочных мест.

Вокруг здания культурное пространство лишь продолжается. Так, на западной части территории высадили березовую рощу из 600 деревьев. Также отремонтировали Болотную набережную вдоль Водоотводного канала, напротив которой (у входа в здание выставочного пространства) установили скульптуру швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина № 4» — она вызвала у общественности немало споров. Летом рядом со скульптурой на каменных ступенях, напоминающих амфитеатр, появляются концептуальные синие лавочки.

По замыслу проектировщиков планируемая посещаемость центра должна составить около 750 тыс. человек в год. Создание новых общественных пространств и точек притяжения — одна из задач программы мэра Москвы «Мой район».