Юрий Смитюк/ТАСС
Юрий Смитюк/ТАСС

Серые схемы или спасение экономики: что означает легализация параллельного импорта?

Альтернативные источники поставок помогут удержать экономику на плаву, но контрафакта станет значительно больше

После введения санкций российское правительство разработало множество мер для поддержки экономики. Одной из них стала легализация параллельного импорта — ввоза товаров в обход их производителей. За отмену запретов долгое время выступали антимонопольщики, но сопротивление дистрибьюторов не давало этому хода. Теперь же ситуация в корне изменилась, ведь без серой торговли могут остановиться целые отрасли экономики. Разбираемся, что такое параллельный импорт, почему его хотят разрешить и как это скажется на российском рынке.

Что такое параллельный импорт?

Это режим торговли, который позволяет ввозить в страну товары без согласия правообладателя. В классической схеме производитель осуществляет поставки либо напрямую, либо через официальных дистрибьюторов. Параллельный (или серый) импорт позволяет вести торговлю по неофициальным каналам через посредников. Поставщики могут работать на рынке по обеим схемам одновременно, отсюда и название термина.

Параллельный импорт тесно связан с «доктриной первой продажи», определяющей момент вывода товаров в свободный оборот. У нее есть два толкования:

1. Международное. Товар можно перепродать, когда производитель в первый раз реализует его. Страна сделки не имеет значения (параллельный импорт разрешен).

2. Национальное. Товар попадает в свободный оборот только после того, как производитель впервые продал его на территории данной страны. В таком случае ввозить оригинальную продукцию из третьих стран без его согласия нельзя (параллельный импорт запрещен).

Какого режима обычно придерживаются страны?

Вопрос серой торговли считается спорным с точки зрения права. Тем не менее универсального подхода к нему нет — ни один международный документ не запрещает параллельного импорта, а правила ВТО оставляют выбор режима торговли на усмотрение национальных правительств.

Несмотря на спорность, многие страны идут по пути частичной или полной легализации параллельного импорта. Его разрешают в США, Японии, Индии и др. Китайские законы не касаются параллельного импорта напрямую, однако в юридической практике суды часто отвергают жалобы производителей на нарушение авторских прав при серой торговле. В ЕС действует особая региональная версия «доктрины первой продажи» — она разрешает серую торговлю внутри объединения, но запрещает при ввозе товаров из третьих стран.

Какой режим действовал в России?

Параллельный импорт находился под запретом в нашей стране. Это следовало из статьи 1487 Гражданского кодекса, которая разрешает свободный оборот товаров, попавших на российский рынок из рук самого производителя или с его согласия. Режим национального исчерпания права на товарные знаки ввели в 2002 году, чтобы привлечь в Россию иностранные компании. Но с тех пор его несколько раз пытались пересмотреть.

В 2011 г. параллельный импорт попыталась легализовать ФАС, а в 2015 г. подобную идею разрабатывало правительство РФ. Однако обе инициативы провалились из-за резко негативной реакции со стороны производителей и дистрибьюторов. Первый шаг к отмене запрета сделали только в 2018 году, когда Конституционный суд разрешил не применять закон к недобросовестным импортерам. Под исключение попали компании, которые намеренно ограничивали ввоз в Россию некоторых товаров или завышали цены на них.

И что изменилось сейчас?

30 марта правительство подписало постановление, окончательно разрешившее параллельный импорт для всех востребованных зарубежных товаров. Власти пошли на это на фоне новых санкций против России и последовавшего за ним массового ухода иностранных компаний. Эта мера должна нивелировать эффект от разорванных цепочек поставок и насытить рынок продукцией, ввоз которой был бы невозможен в условиях старого режима.

«Цель механизма — удовлетворить спрос на товары, содержащие результаты интеллектуальной деятельности. До сих пор их нельзя было продать на территории нашей страны без разрешения правообладателя. Такой подход позволит гарантировать поставки товаров в нашу страну в том числе вопреки недружественным действиям иностранных политиков», — пояснил премьер-министр РФ Михаил Мишустин.

Теперь можно ввозить абсолютно все?

Нет, новый режим торговли коснется только отдельных категорий товаров — их перечень должен сформировать Минпромторг. Ведомство обещает представить окончательные списки в ближайшем времени.

30 марта «Ведомости» писали, что в списки планируют включить запчасти для автомобилей и спецтехники. По данным газеты «Коммерсантъ», в предварительный перечень попали все товары, за исключением сельскохозяйственной продукции. Однако 11 апреля «Известия» сообщили, что туда войдет только продукция некоторых ушедших из России брендов.

Какие риски есть у параллельного импорта?

Легализация серой торговли грозит ростом цен из-за удлинения логистических цепочек и притоком контрафактной продукции на отечественный рынок. По оценкам экспертов, переход к независимым поставщикам повышает риск наткнуться на бракованный товар в 400 раз. При этом без правообладателей отслеживать его на таможне станет значительно сложнее. Кроме того, автовладельцы могут лишиться гарантийного обслуживания, если будут использовать неоригинальные запчасти.

Параллельный импорт способен оказать неоднозначное влияние и на деятельность компаний. Слишком широкий список подлежащих ему товаров способен отпугнуть иностранный бизнес, планировавший возвращаться в Россию. Пострадают и отечественные производители, которым придется конкурировать с серыми поставщиками, имеющими склонность к занижению цен.

Можно ли обойтись без него?

В нынешних условиях без этой меры России придется очень тяжело. Параллельный импорт позволит избежать дефицита жизненно необходимых оригинальных товаров, которые нельзя произвести в России или купить из-за санкций.

Особенно это касается запчастей для автомобилей и станков — без них некоторые отрасли экономики просто встанут. По словам челябинского бизнес-омбудсмена Александра Гончарова, параллельный импорт в этой сфере будет лишь временной мерой переходного периода. За это время предприятия успеют либо наладить собственное производство, либо найти альтернативные источники поставок.

В ряде случаев от параллельного импорта выиграют и обычные потребители. ФАС считает, что некоторые товары могут подешеветь из-за лишения недобросовестных производителей монополии на поставки.

━━━━━

Виталий Рюмшин