nato.int
nato.int

Финляндия и Швеция засобирались в НАТО. Почему они решились на это?

Стокгольм и Хельсинки живут в «гражданском браке» с альянсом с середины 1990-х гг. Но даже сейчас они опасаются присоединяться к нему

НАТО готовится пополнить свои ряды еще двумя странами. После начала военной операции на Украине о вступлении в альянс активно заговорили Финляндия и Швеция. Парламенты обеих стран сейчас активно обсуждают эту возможность, но к окончательному решению они еще не пришли. Если Финляндия и Швеция вступят в НАТО, то они официально покончат с длительной политикой нейтралитета, которая и так находилась под вопросом в последние два десятилетия. Разбираемся, почему североевропейские страны изменили свою позицию, как на это отреагировали в России и что все еще мешает им направить заявку на вступление в НАТО.

Финляндия и Швеция вступают в НАТО?

Хельсинки и Стокгольм пока не направляли заявок на вступление в альянс. Разговоры об их присоединении к НАТО начались после 4 марта, когда руководство блока объявило о расширении сотрудничества с ними. Вслед за этим о возможном вступлении в альянс заговорили и правительства этих стран.

Шведская правящая партия запустила обсуждение в парламенте 11 апреля. Через два дня финское правительство передало законодателям доклад, в котором рассматриваются плюсы и минусы присоединения к альянсу. Ожидается, что после этого депутаты тоже начнут соответствующие дискуссии.

Обе страны объясняют перемены в своей позиции «изменением всего европейского ландшафта безопасности», имея в виду военную операцию РФ на Украине.

«Я думаю, что общественное мнение в Финляндии и Швеции изменилось и сильно преобразовалось из-за действий России. Это вызвало необходимость начать в Финляндии обсуждение наших собственных предпочтений в области безопасности», — заявила финский премьер Санна Марин.

После начала боевых действий на Украине поддержка НАТО в этих странах действительно резко подскочила. Последние опросы показывают, что за вступление в альянс высказываются 62% финнов и 59% шведов. Финское издание Helsingin Sanomat также отмечало, что за присоединение к НАТО выступает половина парламента. Резко против высказались только 12 депутатов из 200.

Стороны пообещали не принимать поспешных решений и сперва провести тщательный анализ обстановки. Глава минобороны Финляндии Антти Кайккокен выразил надежду, что депутаты придут к заключению до конца июня. По данным СМИ, на то же рассчитывают и власти Швеции. Эти сроки выбраны не случайно — 29-30 в Мадриде пройдет саммит НАТО, на котором, предположительно, Швеция и Финляндия подадут официальные заявки.

Что об этом говорят в России и на Западе?

Намерение двух стран присоединиться к НАТО вызвало диаметрально противоположную реакцию на Западе и в России. Генсек альянса Йенс Столтенберг поприветствовал инициативу, отметив возможность ускоренного принятия Финляндии и Швеции.

«Если они решат подать заявку, я думаю союзники примут их. Мы работали вместе на протяжении многих лет, мы знаем что они соответствуют стандартам НАТО по совместимости и гражданскому контролю за вооруженными силами. Мы знаем, что они могут с легкостью вступить в альянс, если примут такое решение», — заявил он.

В свою очередь, российские власти отреагировали на это ожидаемо негативно. Еще 25 февраля представитель МИД РФ Мария Захарова предупредила, что в случае вступления Финляндии и Швеции в НАТО Россия предпримет ответные действия.

«Очевидно, что присоединение Финляндии и Швеции к НАТО имело бы серьезные военно-политическое последствия, которые потребовали бы ответных шагов нашей страны», — сказала она.

7 апреля пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отказался считать присоединение двух стран к НАТО экзистенциальной угрозой для России, но при этом также оговорился о необходимости «сбалансировать ситуацию».

«Нам придется делать наш западный фланг все более и более изощренным с точки зрения обеспечения нашей безопасности», — подчеркнул Песков.

Куда жестче высказался зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев, заявивший о возможности размещения ядерного оружия в балтийском регионе.

«Если Швеция и Финляндия войдут в НАТО, протяженность сухопутных границ альянса с РФ вырастет более чем вдвое. Естественно, эти границы придется укреплять. Серьезно усилить группировку сухопутных сил и ПВО, развернуть существенные военно-морские силы в акватории Финского залива. В таком случае ни о каком безъядерном статусе Балтики речь идти уже не сможет», — написал он в своем Telegram-канале.

Почему Швеция и Финляндия не сделали этого раньше?

Стокгольм и Хельсинки исторически придерживались нейтральной внешней политики. Швеция не участвовала в войнах после вооруженного конфликта с Норвегией 1814 года, который закончился объединением двух стран в форме унии. Финляндия пришла к нейтралитету после Второй мировой войны, успев побывать на обеих сторонах конфликта.

Впрочем, их нейтралитет никогда не был безусловным. Этот статус встал под вопрос в 1995 году, когда обе страны вошли в ЕС. Вслед за этим Швеция и Финляндия фактически интегрировались и в военную структуру НАТО, формально оставаясь вне организации.

Швеция начала этот процесс еще со времен холодной войны. В середине 1990-х страна стала членом программы альянса «Партнерство ради мира». С тех пор шведские военные активно сотрудничали с натовской разведкой и принимали участие в операциях блока в Югославии, Афганистане и Ливии.

Финляндия тоже она поддерживает сотрудничество с НАТО, участвуя в совместных учениях с организацией. Дискуссии о вступлении Хельсинки в североатлантический блок поднимались и раньше. В 2010 году экс-премьер страны Александр Стубб охарактеризовал их отношения как «гражданский брак» и заявил, что «Финляндия больше страна НАТО, чем некоторые члены альянса». Однако дальше разговоров дело никогда не шло.

Единственным, что удерживало обе страны от полноценного членства в альянсе, была возможная ответная реакция со стороны Москвы. Финны и шведы и сейчас опасаются так называемой «серой зоны» — периода между подачей заявки и официальным вступлением, на протяжении которого на их не будет распространяться 5 статья НАТО.

«Серая зона» может растянуться на год из-за необходимости ратификации акта о присоединении всеми 30 членами альянса. Швеция и Финляндия боятся, что Россия может воспользоваться этим промежутком времени для давления на них. Поэтому обе страны не торопятся оглашать окончательное решение — они хотят сперва добиться от НАТО гарантий того, что вступление будет как можно более быстрым.

━━━━━

Виталий Рюмшин