dpa/picture-alliance/ТАСС
dpa/picture-alliance/ТАСС

Илон Маск купил Twitter назло либералам и властям США. Что будет с соцсетью теперь?

Бизнесмен обещает добавить кнопку редактирования и убрать букву «w» из названия платформы. Но даже эти новации не вернут в Twitter Трампа

25 апреля Илон Маск объявил о покупке Twitter за $44 млрд. Он настойчиво требовал совершить сделку весь апрель и добился своего, даже несмотря на сопротивление совета директоров компании. Бизнесмен хочет превратить Twitter в образцовую площадку для свободы слова, но сперва Маску придется отбиться от властей США. Разбираемся, как Маску удалось купить Twitter, станет ли штаб-квартира компании приютом для бездомных и почему эта сделка вызвала большой переполох в Белом доме.

История большой покупки

Илон Маск стал проявлять повышенный интерес к Twitter в апреле. В начале месяца Комиссия по ценным бумагам и биржам США сообщила, что бизнесмен приобрел 9,2% акций компании и стал ее крупнейшим мажоритарием. 14 апреля Маск публично предложил выкупить и остальные акции соцсети по фиксированной цене $54,2 за штуку ($43 млрд за весь пакет), что было на 38% выше биржевой стоимости акций.

«С момента приобретения акций я понял, что компания в своей нынешней форме не приносит прибыли и не отвечает интересам общества. Twitter нужно преобразовать в частную компанию… Мое предложение — лучшее и окончательное, и если его не примут, я пересмотрю свою позицию в качестве держателя акций», — объяснил Маск.

Руководство компании отнеслось к инициативе без особого энтузиазма. В официальном комментарии оно уклонилось от прямого ответа, сославшись на необходимость «определить действия, которые будут соответствовать интересам акционеров». Вместе с тем совет директоров заранее применил стратегию «ядовитой таблетки» от враждебного поглощения, разрешив приобретать акции соцсети со скидкой в случае, если бы Маск увеличил свою долю до 15% и выше.

Но это не остановило бизнесмена. Не дождавшись реакции от Twitter, 21 апреля он пригрозил скупить акции на рынке. Одновременно с этим Маск пошел на прямые переговоры с другими акционерами, предложив выкуп долей. В качестве аргумента бизнесмен представил им план финансирования покупки: он выделяет из своего кармана $21 млрд, остальные деньги ему дают Morgan Stanley, Apollo Global и другие инвестиционные фонды.

Заманчивое предложение помогло бизнесмену перетянуть на свою сторону акционеров. И только после этого совету директоров Twitter пришлось пойти на попятную.

25 апреля американские СМИ сообщили, что переговоры уже вовсю идут и близятся к завершению. К вечеру того же дня руководство соцсети единогласно одобрило сделку за $44 млрд. Она будет крупнейшим за 20 лет случаем делистинга, т.е. превращения публичной акционерной компании в частную.

Свобода слова и кнопка редактирования

Новое приобретение Илона Маска вызывает много вопросов с точки зрения бизнеса. Все 16 лет существования Twitter был убыточным, а попытки руководства монетизировать его оказались безрезультатными. У соцсети есть проблемы и с аудиторией — число ее ежемесячных пользователей варьируется в районе 300 млн человек, тогда как у других гигантов счет идет на миллиарды.

По этим причинам Twitter приобрел репутацию проблемной компании, выпускающей нишевый продукт со слабым потенциалом к росту. В ноябре 2021 года агентство Bloomberg подсчитало, что с 2015 года его акции подорожали всего на 75%, тогда как Microsoft вырос на 680%, Amazon — на 580%, Apple — на 450%, Alphabet (Google) — на 345%.

Впрочем, Маск настаивает, что покупает Twitter не для денег, а ради спасения свободы слова. В последние годы бизнесмен жестко критиковал руководство соцсети за агрессивное насаждение цензуры под видом борьбы с фейками в угоду либеральной общественности. Теперь он хочет превратить ее в «инклюзивную площадку для свободы слова», которой будут одинаково недовольны 10% крайне левых и крайне правых. Этой теме он посвятил и первый твит, опубликованный после новостей о покупке.

«Свобода слова — это краеугольный камень работающей демократии, а Twitter — цифровая городская площадь, на которой обсуждают вопросы, имеющие значение для будущего человечества… У Twitter есть громадный потенциал, и я готов работать с компанией и сообществом пользователей, чтобы раскрыть его», — написал Маск.

В подтверждение своих слов бизнесмен заверил, что не будет банить критиков (в число которых входит глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин) и откроет исходный код алгоритмов Twitter для повышения доверия пользователей.

В список обещаний также вошли долгожданная кнопка редактирования твитов, введение аутентификации пользователей и борьба со спам-ботами, удаление буквы «w» из Twitter и превращение штаб-квартиры компании в Сан-Франциско в приют для бездомных (последние два пункта были шуткой, но подписчики Маска все равно поддержали их).

«Слишком большая власть»

Впрочем, не все остались довольны грядущими изменениями. Первыми среди возмущенных оказались сотрудники самого Twitter — часть из них опасается, что планы Маска сведут на нет их многолетние усилия по «очищению платформы от токсичного контента».

Либеральные активисты тоже пришли в гнев и начали демонстративно удалять свои аккаунты в знак протеста. Некоторые традиционно обвинили Маска в потакании расистам и ультраправым, другие не удержались от сравнений с нацистами.

«Сегодня Twitter выглядит как берлинский клуб, работающий в последний вечер на закате Веймарской Германии», — написал журналист Джефф Джарвис, намекнувший на параллели между покупкой Twitter и приходом к власти Адольфа Гитлера.

Радикальные перестановки в соцсети взбудоражили и американский политический истеблишмент. Республиканцы и консерваторы горячо поддержали начинания Маска, похвалив его за принципиальную позицию. А вот демократы не на шутку встревожились от перспективы лишиться платформы, с помощью которой они продвигали свою политическую повестку.

«Маск может превратить [Twitter] во что угодно. Он буквально контролирует сотни миллионов кликов на платформе, и только он решает, как она будет использоваться — во зло или во благо. Это слишком большая концентрация власти для одного человека», — с негодованием отметил политтехнолог от демократов Стив Джардинг.

Не меньшее беспокойство вызвало и возможное возвращение в Twitter экс-президента США Дональда Трампа, ведь именно с подачи Демпартии соцсеть навсегда заблокировала его аккаунт в прошлом году. В дело вмешался даже Белый дом, вспомнивший об инициативе по ужесточению регулирования соцсетей.

«Неважно, кто владеет Twitter. Президент [Джо Байден] уже давно выражает обеспокоенность из-за того, что платформы соцсетей, включая Twitter и другие, обладают большими возможностями по распространению дезинформации», — сказала пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки, комментируя сделку.

Интрига, впрочем, продлилась не долго. Вскоре после анонса покупки Дональд Трамп заявил, что намерен заниматься собственной платформой и не будет возвращаться в Twitter. «Надеюсь, что Илон покупает Twitter, потому что он хочет улучшить его, и он хороший человек, но я намерен остаться на стороне "правды"», — сказал он телеканалу Fox News.

━━━━━

Виталий Рюмшин